Кустодиев Борис Михайлович

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань - 26.5.1927, Ленинград], российский живописец, график, скульптор, сценограф, член петербургской Академии Художеств (1909). Учился в Астраханском кружке любителей живописи и рисования (1893-96) у П. А. Власова (ученика В. Г. Перова), затем в петербургской Академии Художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина. Член петербургского Нового общества художников (с 1904), Союза русских художников (1907-10), возобновлённого «Мира искусства» (с 1910), АХРР (с 1923). Уже в начале 1900-х годов получил известность как портретист (портреты И. Я. Билибина, 1901, В. В. Матэ, 1902, жены художника - Ю. Е. Кустодиевой, 1903, все - в ГРМ). Написанные широким пастозным мазком, эти портреты-картины обнаруживают умение художника проникнуть в духовный мир модели. Мастерство Кустодиева-портретиста высоко оценил И. Е. Репин, пригласив его участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901-03, ГРМ; Кустодиев  написал 25 портретных этюдов и правую часть холста). В 1903-04 пенсионер Академии Художеств в Париже (посещал студию Р. Менара), путешествовал по Испании.

Реклама

В годы Революции 1905-07 Кустодиев участвовал в создании «Календаря русской революции» (вместе с И. Я. Билибиным, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинским и др.), сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Продолжая жанр портрета-картины (портрет в интерьере или пейзаже), Кустодиев создавал произведения интимно-лирического склада («Утро», 1904, ГРМ), детские портреты [«Дети в маскарадных костюмах (Кирилл и Ирина Кустодиевы)», пастель, 1909, ГРМ, и др.], также работы, сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром (автопортрет, 1912, галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, ГРМ; Ф. И. Шаляпина, 1921, Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, и др.). Задуманный Кустодиевым «Групповой портрет художников "Мира искусства"» остался лишь в этюдах (1910-16, ГРМ) и эскизе (1916-20, там же). Пробовал себя в скульптуре (портреты И. В. Ершова, 1909, М. В. Добужинского, 1909, А. М. Ремизова, 1910, Ф. К. Сологуба, 1912, все - гипс, ГРМ; также фарфоровые статуэтки).

Одной из ведущих тем творчества Кустодиева с 1906 года становится изображение праздничной народной жизни, крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (циклы «Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы», «Гулянья»). Для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях. В то же время линейно-плоскостное, декоративное решение композиций, игра разномасштабными фигурами и планами сближают работы Кустодиева с живописью русского модерна. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей - в собирательные образы-типы, олицетворяющие купеческую Россию. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», 1912, Киевский музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, ГГГ; «Купчиха за чаем», 1918, ГРМ; серия «Русские типы», 1920-е годы).

Несмотря на то, что тяжёлая болезнь позвоночника (с 1911) фактически приковала художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать до конца жизни. После Октябрьской революции 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919-20, ГТГ; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, ГРМ, и др.).

Кустодиев много работал для театра; в 1907-1908 был помощником декоратора Мариинского театра (под руководством А. Я. Головина). Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические предпочтения, находя органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. Оформлял спектакли МХТ («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1914, и др.), Малого драматического театра в Петрограде («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1919), Петроградского (Ленинградского) академического театра драмы («Посадник» А. К. Толстого, 1922, пьесы А. Н. Островского), МХАТа 2-го («Блоха» Е. И. Замятина по Н. С. Лескову, 1925; вариант - 1926, БДТ) и др. Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, Кустодиев иллюстрировал произведения русских писателей [«Шинель» Н. В. Гоголя (1906), «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) Н. С. Лескова], детские книги (стихотворения С. Я. Маршака); работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Кустодиев Борис Михайлович

Лит.: Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью... [Л., 1967]; Лебедева В. Е. Б. М. Кустодиев. М., 1969; Б. М. Кустодиев. Кат. выставки к 100-летию со дня рождения. Л., 1978; Эткинд М. Б. М. Кустодиев: [Альбом]. Л., 1983; Докучаева В. Н. Б. Кустодиев: Жизнь в творчестве. М., 1991; Турков А. М. Б. М. Кустодиев. М., 1998; Б. М. Кустодиев: живопись, графика, скульптура... СПб., 2003; Алексеева А. А. Три музы Б. Кустодиева. М., 2006; Кудря А. И. Кустодиев. М., 2006.

В. Е. Лебедева, О. А. Николаева.