Кутб Сейид Ибрахим

КУТБ СЕЙИД Ибрахим Хусейн Шазили (9.10.1906, деревня Муша, мухафаза Асьют, Египет - 29.8.1966, Каир), египетский писатель и общественный деятель, идеолог исламского фундаментализма. Родился в обедневшей семье крупного землевладельца. В 1920 году переехал в Каир, где окончил Педагогический институт Дар аль-Улюм (1933), после чего работал учителем, затем - чиновником Министерства просвещения (до 1952). В юности испытал влияние египетского писателя и общественного деятеля Махмуда Аббаса аль-Аккада, выступавшего за соединение идей суфизма и западного идеализма. Кутб Сейид рано занялся литературным трудом, опубликовал эссе «Задачи поэта в жизни и поэзия современного поколения» (1933), сборник стихов «Забытый берег» (1935), сборник статей «Книги и люди» (1946), роман «Очарованный город» (1946) и автобиографическая повесть «Ребёнок из деревни» (1946). Обращение Кутб Сейида к политическому исламу произошло под влиянием антиамериканских настроений, вынесенных им из стажировки в США (1948-50). Радикализации его взглядов способствовало поражение Египта в арабо-израильской войне 1948-49 (смотри Арабо-израильские войны). В 1951 году вступил в движение Братьев-мусульман, вскоре возглавил Отдел исламской пропаганды и редакцию газеты движения. После Египетской революции 1952 назначен советником по культуре в правительстве Г. А. Насера, но когда Братья-мусульмане встали в оппозицию режиму, вместе с верхами партии в 1954 брошен в тюрьму по обвинению в покушении на президента. В 1964 освобождён, но 9.8.1965 вновь арестован; повешен по приговору военного суда, инкриминировавшего ему подготовку государственного переворота.

Реклама

Наиболее значительный труд Кутб Сейида - комментарий (тафсир) «Под сенью Корана» в 30 томах (1952-60). По форме он выдержан в духе средневековой исламской экзегетики, по содержанию развивает положения современного фундаментализма. Взгляды Кутб Сейида на политику и религию изложены в сочинениях «Социальная справедливость в исламе» (1949) и «Вехи на пути» (1964). В них он критиковал современное мусульманское общество как языческое (джахилия), призывал вернуться к твёрдым законам шариата. Политическая автобиография Кутб Сейида изложена в написанных в тюрьме записках «За что они казнят меня?» (1965). Отрывки из его религиозных и публицистических произведений публиковались в переводах на иностранные языки, в том числе на основные европейские и русский. Взгляды Кутб Сейида определили программу действий радикальных исламистских группировок конца 20 - начала 21 века.

Соч.: Фи зилал ал-Кур’ан. Бейрут, 1978; Под сенью Корана. М., 2003.

Лит.: Carré О., Michaud G. Les Frères Musulmans: Egypte et Syrie (1928-1982). Р., 1983; Sivan Е. Radical Islam. New Haven; L., 1990; Салах ‘Абд ал-Фаттах ал Халиди. Саййид Кутб мин ал-милад ила-л-истишхад. Бейрут; Джидда, 1991; Kepel G. Muslim extremism in Egypt. Berk., 2003.

Б. В. Долгов.