Кутияттам

КУТИЯТТАМ, вид индийского театра, продолжающий традицию литературной санскритской драмы и «Натьяшастры». Возник в древности; распространён в штате Керала. Практиковался только на территории храмов в специально построенных театральных зданиях (куттамбалам) двумя брахманскими кланами: чакьяров (исполнители мужских ролей) и намбьяров (женщины - певицы и актрисы; мужчины - музыканты). Репертуар состоит из 20 пьес: 13 приписываются Бхасе (4 век), 2 сочинены царём Кулашекхарой Варманом (10-11 века), по 1 - царём Харшей (7 век), царём Махендравикрамой из династии Паллавов (7 век), Шактибрадрой (7 век), Нилакантхой (8 век) и Баудхаяной (8 век).

КутияттамНыне существующая разновидность кутияттама возникла на рубеже 10-11 веков в результате реформы царя Кулашекхары Вармана и придворного брахмана Толана. В ней исполняется не вся драма, а отдельный акт, представление которого растягивается до 1,5 месяца. Спектаклю предшествует освящение сцены, инициирование актёров (повязывание лба красной тканью) и костюмировка с нанесением грима. Зелёный грим с ярко-алыми губами, подведёнными чёрным глазами и бровями, укреплённым на носу белым шариком и обрамлением нижней части лица отмечает богов и благородных героев. Красный цвет используется для героических и земных персонажей. В гриме отрицательных героев, наделённых благородными чертами, сочетаются оба цвета. Чёрный грим с красными губами и белыми акцентами на лице характерен для демонических героев. Некоторые персонажи имеют бороду - красного цвета, если герой эгоцентричен, и белого, если способен к самопожертвованию. В глаза вкладывается сухое зёрнышко семейства паслёновых, придающее белкам красный оттенок. Мужской костюм состоит из красно-чёрного полосатого жакета, юбки, украшенной по кромке красно-чёрной полосой, складчатого пояса с оборками сзади, шарфа с лотосовидными розетками, браслетов, цветочных гирлянд, ожерелий и нагрудных украшений. Женский костюм аналогичен, но вместо жакета надевается красная кофта с короткими рукавами. Важную роль играет головной убор: у мужчин - конусообразная корона, за которой укреплён круглый диск, символизирующий божественное сияние; в женских коронах диски отсутствуют. В оркестр входят барабаны (мижаву, итакка), ручные тарелочки, раковина-труба и длинная труба.

Реклама

Для кутияттама чрезвычайно важна синхронизация движений актёра и музыкального ритма. Тип музыкального сопровождения определяют ударные, стихающие лишь на время звучания сценической речи. Спектакль состоит из четырёх частей: пурваранги, являющейся сокращённым вариантом одноимённого ритуала «Натьяшастры»; нирваханы, по ходу которой брахман-шут (видушака) в импровизированном монологе (длящемся до 40 дней) в обратном порядке описывает предшествовавшие началу драмы события, дополняя их преданиями из эпоса и пуран, критикой значимых лиц и негативных явлений в жизни местных общин; собственно кутияттамы, где разыгрывается текст литературной авторской драмы; заключительной ритуальной церемонии мутияккитта. Каждая реплика обыгрывается актёрами 4 раза. Вначале актёр произносит её в полной тишине; затем воссоздаёт её смысл с помощью жестов, без слов, но под музыку; далее повторяет текст ещё раз, без музыки, дублируя его содержание жестами (на этом этапе участвует видушака, который переводит реплику с санскрита или пракрита на местный язык малаялам и добавляет свои комментарии). В 4-й раз та же реплика разыгрывается в сюжетной пантомиме: актёр ещё раз пересказывает стихи, транслирует реплику в пластике, затем развивает её содержание в пантомимической импровизации, нередко длящейся несколько часов. Остальные действующие лица ждут окончания импровизации на сцене или уходят в гримёрную, что придаёт спектаклю характер чередования отдельных сольных выступлений.

Со 2-й половины 20 века кутияттам представляется не только в храмах, но и в 3 учебных центрах: Каламандалам в Тричуре (основан в 1930), Марги в Тривандраме (1981) и Натана Кайрали в Иринджалакуде (1970-е годы). Среди наиболее известных исполнителей: актёры из семей Амманнур, Черийя, Мани и актрисы из семей Кочампилли, Виллуаттам, Эданаду.

Лит.: Paulose К. G. Кåñiyaāññаü Theatre: the earliest living tradition. Kottayam, 2006; Venugopalan Р. Kutiyattam Register. Thiruvananthapuram, 2007; Лидова Н. Р. Санскритский театр современной Индии // Восток - Запад. М., 2009.

Я. Р. Лидова.