Кува

КуваКУВА, городище 4 века до нашей эры - начало 13 века нашей эры на окраине современного г. Кува, в Ферганской долине (Узбекистан). Город Кува упоминается в средневековых арабских сочинениях (аль-Истахри, аль-Мукаддаси) как один из крупнейших городов Ферганы в 10-12 веках; включал разрушенную цитадель, где была мечеть, шахристан, обширный рабат с дворцом правителя, тюрьмой, базаром. Раскопки Ю. А. Заднепровского в 1951, Я. Г. Гулямова в 1956, В. А. Булатовой в 1958-59, 1968-69, Г. П. Иванова и др. с 1998 года. Городище в плане близко квадрату; площадь 12 га, в северо-восточной части - цитадель высотой до 10 м; с севера, юга и востока окружено пригородами, зона которых простирается более чем на 1 км от центра памятника. Культурный слой на городище до 9 м, наиболее полно изучены верхние слои (9-12 и 7-8 века) и северный и южный участки городской стены (построена в 5-6 веках, неоднократно ремонтировалась и надстраивалась, её толщина в основании достигала 14 м). В шахристане раскопаны участки плотной регулярной жилой застройки 11-12 века (усадьбы с внутренним двориком). В рабате - следы производства: глазурованной (на западной стороне) и неглазурованной посуды, сфероконусов (на восточной стороне); печь для обжига кирпича (к северо-западу от шахристана); следы стеклоделия. В шахристане исследовано несколько прямоугольных комнат 7-8 века (плоское перекрытие опиралось на 4 деревянные колонны) с очагами в центре и глинобитными суфами по периметру; святилище прямоугольной формы с очагом-алтарём на подиуме в центре и ступенчатой П-образной суфой вдоль стен. Севернее шахристана раскопаны участки плотной жилой застройки и храмовый комплекс 7 века, состоявший из ряда входных помещений, центрального двора и двух больших залов в северной части, которые построены на выступе естественного холма высотой 3,6 м, оформленного как ступенчатый стилобат. В. А. Булатова трактует их как «святилище» и «храм». «Святилище» (11,9 х 11,2 м) имело вход с юга, квадратный в плане подиум высотой более 1 м в центре, подъём на который осуществлялся по трёхступенчатой лестнице; слева и справа от лестницы обнаружены глиняные барельефы в виде лепестков; в углах было ещё 2 возвышения, сложенные из сырцового кирпича, как и центральное. Восточнее к нему примыкал «храм» (21 х 14 м); в его северной части расположена квадратная в плане платформа, на которую поднимались по двухступенчатым лесенкам; в нише в юго-восточном углу найдены позолоченное основание и фрагменты глиняных статуй, в том числе статуи в 2,5 раза больше человеческого роста, считающейся изображением Будды. Фрагменты скульптур лошадей и воинов, найденные у северной стены Центрального двора, интерпретируются как воинство Мары. В основном в нишах найдены и другие изображения, в том числе Махешвары («Великого бога»), бодхисаттвы Ваджрапани, Будды Ваджрахары, богини Шридеви – защитницы буддизма (в другой интерпретации – воплощение «Проникновенной мудрости»). Судя во-всему, в раннесредневековой Куве находился буддийский храм, относящийся к направлению ваджраяна.

Реклама

Лит.: Булатова В. А. Древняя Кува. Таш., 1972; Ставиский Б. Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. М., 1998; Мкртычев Т. К. Буддийское искусство Средней Азии (I-Х вв.). М., 2002; Иванов Т. П. Новые данные по истории г. Кува // Археологические исследования в Узбекистане. 2004-2005 годы Таш., 2006.

С. Б. Болелов.