Кувейтцы

КУВЕЙТЦЫ (кувейтские арабы, арабы Кувейта), народ, основное население Кувейта. Численность 1,7 миллиона человек (2009, оценка). Говорят на восточноаравийском диалекте аравийской группы арабского языка. Распространены также персидский и английский языки. Кувейтцы – мусульмане (в основном сунниты – свыше 70%; шииты-имамиты – до 30%).

Кувейтцы Традиционная культура кувейтцов характерна для народов Юго-Западной Азии. Занимаются преимущественно кочевым и полукочевым скотоводством (верблюды и мелкий рогатый скот), в оазисах – земледелием (в основном финиковая пальма, также фруктовые, огородные, бахчевые, бобовые культуры), в прибрежных районах – рыболовством и добычей креветок. Бедуины по преимуществу принадлежат к племенам мутейр, рашаид, хавасим, бени халед, аджман, дафир. Жилище бедуинов – чёрная палатка из козьей шерсти (кутба – для малой семьи; марбуа – палатка из нескольких секций для большой трёхпоколенной семьи; масудс – шатёр, натянутый на 6 кольев, жилище шейхов); делится на женскую (мухаррам) и мужскую (диван) половины. Оседлое и полуоседлое население живёт в глинобитных и саманных однокамерных домах с плоской крышей и внутренним двором. Для бедуинов характерен мужской чёрно-белый или красно-белый головной платок. У женщин на юге сохраняется обычай носить маски (бурга) из чёрной шерстяной или шёлковой ткани с прорезями для глаз; горожанки закрывают лицо тонким платком. Оседлые кувейтцы едят пшеничные или ячменные лепёшки, кашу из дроблёной пшеницы, кислое молоко, овечий сыр, финики, по праздникам – мясо, в прибрежных районах – свежую и сушёную рыбу; в пище кочевников и полукочевников преобладают молочные продукты. Система родства арабского типа. Большие семьи и полигиния сохраняются у зажиточного населения. Предпочтительны ортокузенные и обменные браки. Сохраняется племенное деление, в том числе на благородные (мутейр) и неблагородные племена (рашаид и хавасим).

Реклама

Для устного творчества характерны хоровое пение, пение солиста (шаир) в собственном сопровождении на ребабе; танцы сопровождаются хоровым пением и игрой инструментального ансамбля. Для архаических бедуинских песен (караванные песни хада, песни пастухов верблюдов) характерно сочетание простых мелодических рисунков и сложных ритмов; они поются на бедуинском диалекте в сопровождении мембранофонов или хлопков в ладоши. Сольные и групповые «морские» песни (анашид аль-бахр), связанные с ловлей жемчуга и рыболовным промыслом, отличаются более развитой мелодикой. Основные музыкальные инструменты – зурна (мизмар), парный духовой с одинарной тростью зуммара (джифти); мембранофоны: различные барабаны, бубен дафф. Песня-танец иракского происхождения «баста» исполняется певцом, аккомпанирующим себе на уде, и двумя инструменталистами, играющими на дарбуке (барабан в форме кубка) и даффе. На острове Файлака распространены ансамбли, состоящие из «персидской волынки» джирба (без бурдонной трубки; игровая трубка парная, с одинарной тростью) и 4-5 цилиндрических барабанов.

Лит.: Зверева Л. С. Кувейт. М., 1968.

И. А. Амирьянц, Ияд Мохаммад.