Кузмин Михаил Алексеевич

Кузмин Михаил АлексеевичКУЗМИН Михаил Алексеевич [6(18).10.1872, Ярославль - 1.3.1936, Ленинград], русский поэт, прозаик, переводчик, композитор, художественный критик. Дворянин. До 1884 жил в Саратове, затем в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербургской консерватории (1891-94) у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова. Совершил путешествия в Египет (1895) и в Италию (1897), оказавшие воздействие на его творчество. В конце 1890-х - начале 1900-х годов был тесно связан со старообрядцами. Дебютировал в печати в 1898 (нотная публикация «Три романса» на стихи Р. Сюлли-Прюдома, Д. С. Мережковского и свои собственные). В 1900-х - 1910-х годах написал несколько вокальных циклов на свои стихи; наибольшую известность из них приобрёл цикл «Александрийские песни» (1905-08; с нотами издан в 1921). С середины 1900-х годов принимал участие в «Вечерах современной музыки», «воскресеньях» Ф. К. Сологуба, «средах» В. И. Иванова, постановках театра В. Ф. Комиссаржевской. Автор музыки к драмам А. А. Блока «Балаганчик» (1906; поставлена в 1906), «Незнакомка» (1911; поставлена в 1914, обе - в режиссуре В. Э. Мейерхольда) и «Роза и крест» (1913), оперы «Евлогий и Ада» (не поставлена), оперетт («Забава дев», «Женская верность, или Возвращение Одиссея», обе поставлены в 1911) и балетов («Одержимая принцесса», 1913; «Выбор невесты», 1916). Печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Перевал», «Аполлон», а также в символистском издательстве «Скорпион», однако эстетические принципы символизма разделял лишь в малой степени. Скандальную славу Кузмину принесла повесть «Крылья» (1906), шокировавшая читателей идеалистическим изображением гомосексуальной любви. Первый сборник стихов «Сети» (1908) в своей основной части построен как трилогия восхождения от любви обманной к подлинной, являющей собой аналог божественной. К раннему периоду творчества Кузмина относятся также сборники «Три пьесы» (1907; тираж конфискован), «Комедии» (1908), прозаические стилизации античной прозы и западноевропейской литературы 18 века (повесть «Приключения Эме Лебефа», 1907, и др.), а также произведения на современную тему [рассказ «Картонный домик» (1907) - о театре Комиссаржевской, и др.]. В 1910 в программной статье «О прекрасной ясности» выдвинул эстетический принцип «кларизма» (логически ясной формы, обладающей чёткой структурой), получивший развитие в художественной концепции акмеистов (смотри Акмеизм). Сборник стихов «Осенние озёра» (1912) закрепил за Кузминым репутацию мастера, свободно владеющего всеми стиховыми формами (от верлибра до сложных строфических построений и имитаций античного стиха) и виртуозно, с полной интонационной свободой сочетающего различные пласты поэтического языка - от изысканно-галантного до простонародного.

Реклама

В 1912 году произошло размежевание Кузмина с В. И. Ивановым, В. Я. Брюсовым и Н. С. Гумилёвым, а в их лице - с символизмом и зарождающимся в это время акмеизмом. Произведения 1912-15, в значительной степени ориентированные на массового читателя, построены на упрощении смысловой структуры, узнавании общеизвестного (поэтический сборник «Глиняные голубки», 1914; сборник рассказов «Зелёный соловей», 1915). После 1916 творчество Кузмина вновь тяготеет к сложности: появляются намеренно затемнённые произведения, содержащие аллюзии из различных эпох и культур; возникает некое подобие зауми. Вершина поэзии этого периода - изданная в Берлине книга стихов «Параболы» (1923).

Кузмин с энтузиазмом воспринял Октябрьскую революцию 1917, но вскоре разочаровался в советской власти. До 1924 активно печатался, в том числе как музыкальный критик (статьи в сборнике «Условности. Статьи об искусстве», 1923). Последняя прижизненная книга Кузмина – «Форель разбивает лёд» (1929): этот стихотворный сборник сюжетных циклов (или поэм), основанный на сложных ассоциативных связях, затрагивающих литературу и кинематограф, театр и живопись, оказал серьёзное воздействие на позднейшую поэзию (в частности, «Поэму без героя» А. А. Ахматовой). В ряде оставшихся неопубликованными небольших прозаических произведений 1920-х годов («Печка в бане», «Пять разговоров и один случай») Кузмин предвосхитил творчество участников группы ОБЭРИУ. Переводил произведения Апулея, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Гомера, У. Шекспира; был мастером эквиритмического перевода (поэтические тексты «Песни о Земле» Г. Малера; либретто опер «Водовоз» Л. Керубини, «Воццек» А. Берга). Стихи Кузмина, в том числе написанные для его собственных вокальных циклов, были положены на музыку А. Н. Александровым, В. А. Дукельским, А. С. Лурье. В России произведения Кузмина вновь начали издаваться с 1989 года.

Соч.: Проза: В 12 т. Berk., 1984-2000; Стихи и проза / Сост., автор вступ. ст. и прим. Е. В. Ермилова. М., 1989; Театр: [В 4 т.]. Berk., 1994; Стихотворения. СПб., 2000; Дневник 1905-1907. СПб., 2000; Дневник 1908-1915. СПб., 2005; Стихотворения. Из переписки. М., 2006; Дневник 1934 г. СПб., 2007.

Лит.: Studies in the life and works of М. Kuzmin. W., 1989; М. Кузмин и русская культура XX в. Л., 1990; Harer К. М. Kuzmin: Studien zur Poetik der frühen und mittleren Schaffensperiode. Мünch., 1993; Богомолов Н. А. М. Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995; Панова Л. Г. Русский Египет: Александрийская поэтика М. Кузмина: В 2 т. М., 2006; Богомолов Н. А., Малмстад Дж. М. Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. СПб., 2007.

Н. А. Богомолов.