Кузнецовский фарфор

КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР, изделия заводов российских предпринимателей Кузнецовых. История кузнецовского фарфора начинается с кустарного заведения, основанного Я. В. Кузнецовым в деревне Новохаритоново (близ села Гжель) в 1810 году, что с самого начала обусловило его художественное своеобразие и связь с традициями гжельской керамики. Гжельские мастера были ведущими на всех предприятиях Кузнецовых – точильщиками, живописцами, специалистами по керамическим краскам. Черты типично гжельской «крестьянской» продукции просматриваются в раннем кузнецовском фарфоре 1830-1850-х годов – в недорогом расхожем товаре (чашки с блюдцами, тарелки, сервизы, мелкая пластика); ей соответствуют принципы компоновки, выразительное динамичное орнаментальное письмо, декоративные решения, сочетающие яркую надглазурную цветочную роспись с активным подглазурно-кобальтовым крытьём. После приобретения Кузнецовыми завода А. Т. Сафронова в деревне Короткая, близ Дулёва (в середине 19 века), заметным становится и влияние «сафроновского фарфора» – прежде всего, в пристрастии к яркому цветному крытью с резервами в виде медальонов и «окон», к рокайльным формам.

Реклама

Кузнецовский фарфорКузнецовский фарфор, в отличие от продукции Императорского фарфорового завода, изначально ориентировался на «демократического» потребителя – городских мещан, купцов, чиновников и крестьян; более дорогие изделия предназначались для состоятельной буржуазии. Чайная посуда изготовлялась преимущественно из фарфора, столовый ассортимент – из фаянса. Из майолики, получившей широкое распространение в конце 1880-х годов – начале 20 века, исполнялись иконостасы, камины, изразцы и пр. Уже к началу 20 века сложился несколько эклектичный ассортимент кузнецовского фарфора, выпускавшийся до 1917 и в первые годы советской власти на бывших кузнецовских предприятиях; он состоял из «трактирного фарфора», расхожей посуды для села, изделий для купеческой среды, «азиатской» продукции (чайники, чашки, пловницы, сосуды для кальянов, пиалы и т.п.), вывозившейся в Бухару, Поволжье, на Кавказ, также в Персию, Китай, Индию и другие страны. Общими для изделий были свойственная народной керамике строгая простота и объёмность, традиционные шаровидные формы чайников («в четверть ведра», «толсторучка», чайники «каской», «репкой», «стопкой» и др.), чашек (цилиндрические и конусообразные, круглые, «дулькой»). В «фасонных» сервизах прослеживалась связь с заграничными аналогами («французская грань», «английский», «саксонский», «лиможский», «богемский», «севрский» и другие «фасоны»). В подражание китайским изделиям в кузнецовского фарфоре появился декор «кажгарская печать» из стилизованных восточных орнаментальных мотивов, выполненных с гравюрных досок по цветным фонам; в нём сочетались механическое воспроизведение рисунка и его ручная раскраска.

Декору в кузнецовском фарфоре всегда уделялось особое внимание; он был насыщенным по цвету, с обилием позолоты и плотным цветным крытьём. Мастера предпочитали контрастные сочетания цветов (розовый кармин и яркая зелень, насыщенный кобальт и пурпур). Наибольшим спросом пользовался фарфор с ручной кистевой росписью. Постепенно с развитием скорописи вычленяются несколько самостоятельных композиций – «агашка» (яркие розаны, наносившиеся на изделие кистью или пальцем; названа по имени мастерицы Агафьи), «виноград» и «прозолоть» (цветы или грозди винограда, оживлённые тонким кружевом золотых штрихов), «полнутро» (золочение внутренних стенок чашек), «манер» (пышные букеты садовых цветов с тонкой светотеневой моделировкой) и «мушель» (цветочный букет в медальоне на фоне яркого крытья). От быстродельной росписи отделялись трудоёмкие разделки – «французские», «травлёный борт», «мастичный орнамент»; ими украшалась дорогая столовая и чайная посуда. Во 2-й четверти 19 века широко распространяются механические способы декорирования, такие как «деколь», отпечатанная литографским способом (иллюстрации и гравюры с картин, достаточно крупные по размеру, переводившиеся на дно тарелок, на стенки кофейников, суповых чаш и салатников), цветочная и в виде натюрмортов из фруктов, подражавшая росписи французского фарфора 18 века.

Особенно часто в кузнецовском фарфоре использовались стиль «второго рококо» и некоторые другие исторические стили. Продукция 1880-1900-х годов представлена преимущественно посудными изделиями (маслёнки, вазочки, сахарницы в виде плетёных корзин с грибами, овощами и ягодами на крышках, сухарницы в виде листа салата и пр.) и мелкой фарфоровой пластикой (анималистические фигурки, пепельницы в виде лаптей и сапог и т.п.). Стиль модерн дал новое эстетическое осмысление кузнецовского фарфора: белизна, особая тонкость и просвечиваемость материала стали составной частью художественного качества; формы становились текучими, сохраняя целостность объёма; мотивами «деколей» оставались цветы и фигуративные композиции. Русскому стилю отдавал предпочтение М. С. Кузнецов, что отразилось в интерьерах его дома, построенного Ф. О. Шехтелем в Москве и украшенного хлебосольными блюдами, чашами-братинами с древнерусской вязью, позолотой и стилизованным орнаментом. Предприятия Кузнецовых одними из первых наладили выпуск электро- и сантехнических изделий из фарфора и фаянса.

Лит.: Салтыков А. Б. Избранные труды. М., 1962; Андреева Л. В. Советский фарфор, 1920-1930 г. М., 1975; Перегудов А. В. В те далекие годы. М., 1985; Галкина Е. А., Мусина Р. Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М., 2005; Астраханцева Т. Л. Гжельская майолика XX в. СПб., 2006.

Т. Л. Астраханцева.