Квакиутль

КВАКИУТЛЬ (от «квагул» - название группы квакиутль близ посёлка Форт-Руперт; самоназвание - Kwakwaka’wakw), индейский народ группы северных вакашей на западе Канады (запад провинции Британская Колумбия). Численность до 5 тысяч человек (2008, оценка). Говорят в основном по-английски, свыше 200 человек сохраняют язык квакиутль северной группы семьи вакашских языков. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие в основном протестанты.

Традиционная культура типична для индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки.

Квакиутль Жили на севере острова Ванкувер и противолежащем ему побережье материка с островами в проливах Джонстон-Страйт и Дискавери. Основное занятие - рыболовство (лосось, рыба-свеча). Были развиты резьба по дереву, изготовление масок. Система родства совмещала в себе патрилинейные, матрилинейные и свойственные институты. В конце 19 века около 30 территориальных групп (племён) населяли зимние поселения, состояли из амбилинейных родственных групп (нэмайм) во главе с наследственным вождём. Нэмаймы владели промысловыми угодьями и набором церемониальных рангов (всего 794 ранга; их обладатели составляли знать квакиутль) и наследственных имён. Зять наследовал имя от тестя, т. е. наследование имён, шло косвенно по женской линии.

Реклама

Ранги, имущество и статус вождя наследовались по мужской линии, но среди знати допускалось наследование имущества от отца к дочери и от матери к сыну. Система терминов родства линейного типа; сиблинга делятся по полу. Нэмаймы в основном экзогамны, но среди знати допускались эндогамные близкородственные браки. Брачное поселение в основном патрилокальное. Характерны обычаи потлача и деформации черепа, шаманизм, тайные ритуальные общества и зимние церемонии (Хаматса), связанные с культом чудовища-каннибала. Другие мифологические персонажи - антропоморфное чудовище Дзоноква, Птица Грома, двуглавый змей Сисиутл.

Квакиутль Квакиутль  имели контакты с англичанами и американцами с конца 18 века. В 1835-1929 численность квакиутль упала с 8 до 1 тысячи человек. В конце 1880-х годов созданы резервации. В их состав вошла и была ассимилирована группа салишей комокс. Современные квакиутль образуют 15 самоуправляющихся общин (бэнд). Многие общины владеют рыболовными судами, предприятиями промышленности (в том числе по разведению лосося и устриц). С 1974 действует Совет района квакиутль, в 1982 году отделившиеся от него общины образовали отдельный племенной совет. Предпринимаются меры по возрождению традиционной культуры: в школах преподают язык, ремёсла, танцы, мифологию квакиутль, создаются музейные центры. Сохранились зимние церемонии, возобновлены потлачи, в тайных союзах производятся инициации (в том числе девочек).

Лит.: Boas F. The social organization and the secret societies of the Kwakiutl Indians. Wash., 1897. Wash., 1970; idem. Contributions to the ethnology of the Kwakiutl. N. Y., 1925; idem. The religion of the Kwakiutl Indians. N. Y., 1930. Vol. 1-2; idem. Kwakiutl tales. N. Y., [1969]. Vol. 1-2; Rohner R. Р. The people of Gilford: а contemporary Kwakiutl village. Ottawa, 1967; Rohner R. Р., Rohner Е. С. The Kwakiutl: Indians of British Columbia. N. Y., 1970; Goldman I. The mouth of heaven: an introduction to Kwakiutl religious thought. N. Y., 1981; Codere Н. Kwakiutl: traditional culture // Handbook of North American Indians. Wash., 1990. Vol. 7; Holm В. Kwakiutl: winter ceremonies // Ibid.; Webster G. Kwakiutl since 1980 // Ibid.

А. А. Истомин; Г. В. Дзибель (система родства).