Кванц Иоганн Иоахим

Кванц (Quantz) Иоганн ИоахимКВАНЦ (Quantz) Иоганн Иоахим (30.1.1697, Обершеден, близ Гёттингена - 12.7.1773, Потсдам), немецкий флейтист, композитор, музыкальный  теоретик, инструментальный мастер. Из семьи кузнеца. Осиротев, воспитывался в Мерзебурге у родственников - городского музыканта Юстуса Кванца, органиста И. А. Кизеветтера. Играл в ансамблях городских музыкантов на струнных, гобое и трубе. В 1717 году жил в Вене, где изучал контрапункт под руководством Я. Д. Зеленки. С 1718 года гобоист в польской инструментальной капелле Августа II в Дрездене, в 1719 учился у французского флейтиста П. Г. Бюффардена; значительное влияние на творческое формирование Кванца оказал концертмейстер Дрезденской придворной капеллы И. Г. Пизендель. В 1724 году для обучения и совершенствования мастерства отправился в продолжительную поездку в Италию (в Риме брал уроки композиции у Ф. Гаспарини), Францию, Англию. В 1726 году в Париже Кванц продемонстрировал собственную конструкцию двухклапанной флейты (с отдельными клапанами «ми-бемоль» и «ре-диез»). После возвращения в Дрезден с 1727 года флейтист Большой придворной капеллы. С 1728 года регулярно выезжал в Берлин, где обучал игре на флейте кронпринца Фридриха (будущего короля Фридриха II Великого). С 1741 камер-композитор и камер-музыкант короля Пруссии. Один из ведущих представителей Берлинской школы, в инструментальных концертах и сонатах культивировал род галантного стиля, отмеченный влиянием итальянских композиторов (А. Вивальди). Автор около 600 сочинений, подавляющее число которых составили флейтовые концерты (289), сонаты (197), трио-сонаты (43), многочисленные ансамбли для флейты. Значительная их часть написана для Фридриха II и являлась его собственностью. Кванцу было разрешено издать лишь 6 сонат для флейты op. 1 (1734), 6 дуэтов для 2 флейт ор. 2 (1759) и отдельные вокальные сочинения. Важнейшее достижение Кванца - трактат «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen», изд. 1752, факсимильное изд. - 1953; русский перевод - в книге «Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика», 1975), вышедший за рамки флейтовой «школы» и ныне являющийся фундаментальным руководством по исполнению музыки барокко. Автобиография Кванца опубликована Ф. В. Марпургом («Historisch-kritische Beyträge», Bd 1, 1754).

Реклама

Лит.: Helm Е. Е. Music at the court of Frederick the Great. Norman, 1960; Reilly Е. R. Quantz and his Versuch: three studies. N. Y., 1971; Schmitz Н. Р. Quantz heute: der «Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen» als Lehrbuch für unser Musizieren. Kassel, 1987; Brink М. ten. Die Flötenkonzerte von J. J. Quantz. Hildesheim u. а., 1995. Tl 1-2; Augsbach Н. J. J. Quantz: Thematisch-systematisches Werkverzeichnis. Stuttg., 1997.