Кваренги Джакомо

КВАРЕНГИ, Куаренги, Гваренги (Quarenghi) Джакомо (Джакомо Антонио Доменико) [20.9.1744, Рота д’Иманья, провинция Бергамо - 17.2(1.3).1817, Санкт-Петербург], итальянский и российский архитектор, декоратор, живописец, график, почётный вольный общник петербургской Академии Художеств (1805). Родился в аристократической и художественной семье (его отец и дед занимались живописью). В юности готовился к карьере священнослужителя или юриста, изучал богословие, философию, право, увлекался античной поэзией. Против воли родителей решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П. В. Бономини (последователей Дж. Б. Тьеполо) в середине 1750-х годов, с 1763 - в Риме у А. Р. Менгса, затем в студии С. Поцци (1764-66), где подружился с архитектором Бренной (вероятно, В. Бренна, работавший затем в России) и под его влиянием увлёкся архитектурой. В 1767-69 годах обучался архитектуре у позднебарочного архитектора П. Пози, затем у лионского архитектора А. Деризе (занимавшегося в Риме церковной архитектурой), друга И. И. Винкельмана; вместе с Н. Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. Кваренги был увлечён теорией Деризе о музыкальных  пропорциях в архитектуре, даже изучал контрапункт и занимался сочинением музыки под руководством Н. Йоммелли (1770).

Реклама

Кваренги

Под впечатлением трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» Кваренги стал страстным приверженцем палладианства (его даже прозвали «тенью Палладио»). Посетил Неаполь, Помпеи и Сицилию, затем Виченцу, Верону, Мантую, Ассизи, Римини и Пестум. В 1771-72 жил в Венеции, где подружился с архитекторами-палладианцами Т. Теманцой и Дж. Сельвой, познакомился с англичанами и получил несколько английских заказов. Кваренги также интересовался современной архитектурой классицизма: работами Ш. де Вайи, К. Н. Леду, Э. Л. Булле и Р. Адама. В 1771-77 Кваренги обновил интерьер средневековой церкви Санта-Сколастика в Субиако, которая стала одной из первых итальянских классицистических церквей. Затем работал в Риме в церкви Санта-Мария-ин-Кампителли и спроектировал музыкальный  зал Капитолийского дворца (1775, осуществлён) по заказу сенатора и мецената А. Риццонико, в доме которого познакомился с А. Кановой, Дж. Б. Пиранези и другими художниками. В 1778-79 путешествовал по Южной Франции. По рекомендации Ф. М. Гримма в 1779 году Кваренги был приглашён к императорскому двору в Россию.

КваренгиВ 1779-1817 жил преимущественно в Санкт-Петербурге, неоднократно совершал поездки в Москву и другие города России, а также в Италию (1794-95 и 1810-11). Знакомился с древнерусской архитектурой и памятниками зодчества 18 века (исполнил многочисленные архитектурные и пейзажные зарисовки, имеющие большую художественную и историческую ценность). Среди первых архитектурных заказов Екатерины II было строительство 4 сельских церквей близ Царского Села (1781-1785, разрушены во время Великой Отечественной войны). Их простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом и низкой алтарной преградой-колоннадой, должны были напоминать о позднеантичных гробницах и храмах первых христиан, а 2 симметричные колокольни на западном фасаде, вдохновлённые венецианскими церквами Палладио, указывали и на характерную форму греческих (афонских) церквей. Один из центрических античных памятников Кваренга воспроизвёл в Казанской церкви-мавзолее А. Д. Ланского (1785-90) в Царском Селе, где также построил павильон «Концертный зал» (1784-86) и Александровский дворец (1792-96). В Петергофе Кваренги возвёл Английский дворец (1781-94, полностью разрушен в 1942 году). Среди наиболее значительных работ Кваренги в Санкт-Петербурге - здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783-90); Эрмитажный театр (1783-87; прообразом послужил «Театро Олимпико» Палладио в Виченце), Екатерининский институт на Фонтанке (1804-07; ныне часть РНБ), Конногвардейский манеж (1804-07), Смольный институт (1806-08).

КваренгиКрупнейший мастер русского классицизма, Кваренги одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной городской застройке. Ему удалось вписать дворцовые типы фасадов особняков в единый ряд домов вдоль улицы; он использовал объёмные классические колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными простыми окнами и отдельными нишами с антикизированной скульптурой. Его постройки задали центру Санкт-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы на протяжении следующего столетия. В Москве по проектам Кваренги были возведены одни из самых крупных зданий той эпохи, важные в градостроительном отношении, в которых преобладала классическая тема колоссальной колоннады: Старый гостиный двор на Ильинке (проект Кваренги 1789 года осуществлён в 1791-1805 С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершён в 1825-30 при участии О. И. Бове), Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева (1803-07; строительство начато Е. С. Назаровым и др. в 1794-1803; ныне - НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782-90-е годы, совместно с Ф. Кампорези, ныне - Общевойсковая академия ВС Российской Федерации). Кваренги также были созданы проекты для усадеб (Останкинский дворец графа Шереметева близ Москвы, «Ляличи» графа П. В. Завадовского в Черниговской губернии и др.) и ряда построек в провинциальных городах России. В 1798-1800 Кваренги построил мальтийские капеллы (католическую и православную) при Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге. Около 1797 года вступил в Мальтийский орден (с 1798 года - кавалер ордена). Член Королевской Академии Художеств в Стокгольме (1796). В 1814 Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира 1-й степени.

Среди последних работ Кваренги - деревянные Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге в честь возвращения русской армии из Франции (1814; перестроены в камне и металле В. П. Стасовым в 1824-33) и конкурсный проект храма-памятника Отечественной войны 1812 года в Москве на Воробьёвых горах (1815, сохранилось 2 варианта ротонды с портиком типа Пантеона). Последний, как и другие церковные проекты Кваренги (в частности, соборов в Кременчуге и Новгороде-Северском, 1790-е годы), послужил источником творчества его последователей, в том числе для создания альбомов типовых проектов как в России (К. И. Росси, Л. Руска, И. И. Шарлемань), так и в Западной Европе. Их влияние ощущается и в российской архитектуре середины 20 века (например, в проектах монументов, посвящённых Великой Отечественной войне).

Исполнял также проекты надгробий (адмирала С. К. Грейга, мрамор, 1788, Домский собор, Таллин), погребальные катафалки для императрицы Екатерины II (1796) и Павла I (1801) в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга; рисунки ваз, торшеров и др. Был похоронен в католической части Волковского кладбища. К 150-летию со дня смерти Кваренги его останки перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры. После смерти мастера его сын и помощник Джулио выпустил два издания «Постройки и проекты» Кваренги («Fabricche е disegni», 1821; т. 1-2, 1843-44; оба - по примеру осуществлённых О. Бертотти-Скамоцци изданий произведений А. Палладио).

Соч.: Théâtre de l’Ermitage de Sa Majesté l’Impératrice de toutes les Russies. Saint-Рé- tersbourg, 1787; Le nouveau bâtiment de la Banque Impériale de Saint-Рétersbourg. Saint- Рétersbourg, 1791; Edifices construits à Saint- Рétersbourg d’après les plans du chevalier de Quarenghi et sous sa direction. Saint-Рéters- bourg, 1810; Architetto а Pietroburgo: Lettere е altri scritti. Venezia, 1988.

Лит.: Земцов С. М. Материалы для биографии Гваренги // Архитектура СССР. 1934. № 3; Эттингер П. Портреты Дж. Кваренги // Там же. 1939. № 2; Талепоровский В. Н. Кваренги. Л.; М., 1954; Богословский В. А. Кваренги - мастер архитектуры русского классицизма. Л.; М., 1955; Гримм Г. Г. Кваренги. Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Кваренги из музеев и хранилищ СССР. (Кат. выставки). Л., 1967; Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова // Русское искусство XVIII в. М., 1973; Коршунова М. Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977; она же. Дж. Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997; Пилявский В. И. Дж. Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981; Piljavskij V. G. Quarenghi. Mil., 1984; Мурашова Н. В. Контракт Дж. Кваренги // Ленинградская панорама. 1984. № 9; G. Quarenghi: Architetture е vedute. Mil., 1994; Disegni di G. Quarenghi. Venezia, 1998; Дж. Кваренги. Архитектурная графика. (Кат. выставки). СПб., 1999; G.Quarenghi е San Pietroburgo. Bergamo, 2003; Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Дж. Кваренги из Муниципальных собраний Италии. (Кат. выставки). Venezia, 2003.

И. Е. Путятин.