Квартет

КВАРТЕТ (итальянский quartetto, от латинского quartus - четвёртый),

1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов, вокалистов). Состав инструментального квартета может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые) и смешанным. Наибольшее распространение получил струнный квартет (2 скрипки, альт, виолончель), сформировавшийся во 2-й половине 18 века в Австрии, Италии, Англии, Франции. Первые в истории публичные концерты (вечера) квартетной музыки состоялись в 1804-05 в Вене, в них участвовал квартет, созданный меценатом князя К. Лихновским. В 1814 в Париже П. Байо организовал квартет, дававший абонементные вечера камерной музыки. Первым квартетом, гастролировавшим по европейским странам (1835-51), стал квартет немецких музыкантов - братье Мюллер (старших). В России квартетная игра начала распространяться с 1770-80-х годах в усадебном и придворном быту. В конце 18 века в Санкт-Петербурге были известны квартет графа П. А. Зубова (состоял из крепостных музыкантов, возглавлял его скрипач Н. Логинов) и придворный квартет под руководством Ф. Тица. В 1835 в Санкт-Петербурге квартет организовал скрипач, директор Придворной певческой капеллы князя А. Ф. Львов. В 1-й половине 19 века публичные концерты в Санкт-Петербурге давали квартеты под руководством А. Вьётана и Ф. Бёма. В связи с организацией в 1859 году Русского музыкального  общества (РМО) стали создаваться постоянные квартетные ансамбли, их в разное время возглавляли скрипачи Л. С. Ауэр (Санкт-Петербург), Ф. Лауб, И. В. Гржимали (Москва), К. К. Горский (Харьков), А. П. Фидельман (Одесса) и др. Впервые предприняли концертные поездки по России Русский квартет под руководством Д. А. Панова (1872) и Мекленбургский квартет (1896; руководитель Б. Каменский, затем К. К. Григорович), который стал первым русским квартетом, гастролировавшим в Западной Европе. Среди наиболее значительных отечественных квартетных ансамблей 20 века: Квартет имени А. К. Глазунова (1919), Квартет имени Бетховена, Квартет имени Комитаса, Квартет имени Бородина, Квартет имени Танеева, Квартет имени Шостаковича. Квартеты деревянных духовых инструментов по составу могут быть различны: флейта, гобой, кларнет, фагот; флейта, кларнет, валторна, фагот; 4 однотипных инструмента (валторны, фаготы и др.). Среди смешанных составов наибольшее распространение получил так называемый фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель, фортепиано), сформировавшийся, как и струнный, во 2-й половине 18 века. Вокальный квартет - чаще смешанного состава (сопрано, альт, тенор, бас), может также состоять из одних женских либо мужских голосов.

Реклама

2) Музыкальный жанр; произведение, рассчитанное на исполнение ансамблем аналогичного названия. Один из основных жанров камерной инструментальной музыки. Наиболее распространён струнный квартет. Структура цикла раннеклассического квартета не была регламентированной, количество частей - от 2 (у Л. Боккерини) до 5 (Квартеты op. 1 Й. Гайдна). В творчестве композиторов венской классической школы (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен) выработан 4-частный цикл с закреплёнными формами и функциями частей, который стал основой для последующего развития жанра. Среди крупнейших мастеров жанра: Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Э. Григ, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович. К фортепианному квартету обращались В. А. Моцарт, Р. Шуман, И. Брамс, С. И. Танеев, Г. Малер, Р. Штраус, А. Г. Шнитке и другие крупнейшие композиторы. Вокальный квартет как самостоятельный жанр был особенно распространён во 2-й половине 18-19 века; наряду с квартетом для смешанного состава, создавались и однородные квартеты для женских (сочинения И. Брамса) и мужских голосов. В качестве части более крупного сочинения вокальный квартет встречается в опере, оратории, мессе, кантате.

Лит.: Раабен Л. Вопросы квартетного исполнительства. 2-е изд. М., 1960; он же. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961; он же. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. Л., 1964; Давидян Р. Р. Квартетное искусство: проблемы исполнительства. 2-е изд. М., 1994.