Кватроченто
КВАТРОЧЕНТО (итальянский quattrocento - 15-й век, буквально - четыреста), период Раннего Возрождения в истории итальянской культуры и искусства (хронологически приблизительно совпадающий с 15 веком). В кватроченто происходит окончательное разложение средневекового синтеза пространственных искусств, каждое из которых осознаёт свои границы и специфику, что нашло отражение как в новой системе искусств, так и в первых сочинениях по истории искусства, написанных, как правило, художниками и архитекторами (смотри в статье Искусствознание). Архитекторы этого времени (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти и др.) обращаются к традициям прошлого - искусству Проторенессанса, раннехристианскому искусству, древнеримской античности, - стилистика которых накладывается на опыт зодчества (преимущественно готического) и типологию строительства 15 века. Благодаря этому происходит обновление церковной архитектуры (перерабатывается тип базилики, решаются проблемы центрических и купольных сооружений), развивается гражданское зодчество - городские дворцы-палаццо и загородные виллы (Микелоццо ди Бартоломмео и др.), закладываются основы нового градостроительства.
Реклама
Во все сферы изобразительного искусства проникают элементы научного мировосприятия, интерес к анатомии, законам оптики и перспективе. Флорентийская скульптура кватроченто переживает высочайший расцвет в творчестве Л. Гиберти, Донателло, Дезидерио да Сеттиньяно, А. Росселлино, А. Верроккьо и др. Отталкиваясь от средневековых традиций архитектурной пластики и ювелирного искусства, скульпторы кватроченто создают новые техники (глазурованная майолика, сплющенный рельеф, монументальная отливка статуй из бронзы, терракотовая пластика), разрабатывают новые жанры (конный монумент, портрет, станковый рельеф-картина), решают новые художественные задачи (классического и живописного рельефа, свободностоящей статуи, архитектурного декора).
В живописи кватроченто утверждаются новые принципы изобразительности: верность природе, отражение непосредственных наблюдений и зрительных впечатлений, интерес к пространственным построениям и передаче объёма (Мазаччо и др.), знаменующие разрыв с традициями интернациональной готики. Эти принципы отразились в многочисленных фресковых циклах, а также в живописи на досках, в которой происходит вытеснение полиптиха одночастным алтарным образом с единым пространством, объединяющим все элементы композиции (итальянский pala d’altare). Широкое распространение получает портрет, а во 2-й половине 15 века появляются аллегорические и мифологические композиции на сюжеты античной и ренессансной светской литературы (С. Боттичелли). Стремление включить в круг задач живописи передачу световоздушной среды и добиться большего живописного единства влекло за собой усложнение традиционной тех-ники темперной живописи, постановку специфических колористических задач - в творчестве Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Доменико Венециано. Для их решения итальянские художники обращались к опыту старонидерландских мастеров, работавших в новом материале масляной живописи. Под их влиянием, начиная с творчества Пьеро делла Франческа, входит в употребление смешанная темперно-масляная техника живописи, открывшая новые возможности. С середины 15 века заметен процесс автономизации рисунка, который занимает всё более существенное место в творческом методе ренессансных мастеров (натурная штудия, картон и т.д.) и наконец, обретает самостоятельное значение (Леонардо да Винчи).
В 1-й половине 15 века ведущим художественным центром была Флоренция. Во 2-й половине столетия принципы Раннего Возрождения распространяются за её пределы (смотри в статье Италия): центры искусства кватроченто складываются в Урбино (Л. Лаурана), Римини, Ферраре (К. Тура, Э. деи Роберти, Л. Коста), Падуе, Мантуе (А. Мантенья), Венеции (Антонелло да Мессина, семья художников Беллини и др.).
Лит. смотри при статьях Возрождение, Италия (раздел Архитектура и изобразительное искусство).
О. А. Назарова.