Квинтилиан Марк Фабий

КВИНТИЛИАН Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) (около 35, Калагуррис, ныне Калаорра, Испания - после 96, Рим), римский ритор, теоретик ораторского искусства. Учился в Риме у известного грамматика Реммия Палемона и оратора Домиция Афра. По окончании обучения Квинтилиан отправился на родину, но в 68 вернулся в Рим в свите нового императора Гальбы. Стал учителем красноречия; по распоряжению императора Веспасиана первым из римских педагогов удостоился чести получать за свою работу жалованье из государственной казны. Открыл риторскую школу; среди учеников - Плиний Младший, возможно, Тацит и Ювенал, а также внучатые племянники императора Домициана. Автор книг «О причинах упадка красноречия» («De causis corruptae eloquentiae»; не сохранилась) и «Воспитание оратора» («Institutio oratoria», около 94). Дошедшие под именем Квинтилиана сборники декламаций [так называемые «Старшие декламации» («Declamationes maiores»), всего 19; «Младшие декламации» («Declamationes minores»), сохранились 145 из 388], вероятно, были ему приписаны.

Двадцатилетний опыт педагогической работы Квинтилиана обобщён в книге «Воспитание оратора» («Institutio oratoria», книги 1-12) - самом обширном из дошедших до нас изложений теории ораторского искусства, написанном, однако, не в традиционной форме риторического трактата, но в форме педагогического труда, который предназначен для учителя риторики. 1-я книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика (занятия грамматикой, музыкой и геометрией рассматриваются как предварительная ступень в подготовке оратора); 2-3-я книги представляют собой общее введение в риторику (элементы риторического образования, определение риторики как науки, её происхождение); 4-6-я посвящены частям ораторской речи (в 6-й изложены также учения об этосе и пафосе и об остроумии); в 7-11-й трактуются различные понятия риторики (в том числе тропы и фигуры речи). 12-я книга содержит указания оратору, связанные с его жизнью и поведением. Отказываясь видеть в красноречии лишь техническое средство убеждения, Квинтилиан стремится подвести под него нравственный фундамент: поскольку риторика служит общественному благу, хорошим оратором может быть только хороший - высоконравственный и добродетельный - гражданин (vir bonus). В основу образовательной программы Квинтилиана легли взгляды Цицерона, который настаивал на обязательном философском образовании оратора, знании им права и истории. Для истории литературы особое значение имеет 10-я книга, где рассматриваются греческие и римские писатели, чтение которых важно для воспитания оратора. Стремясь установить идеал литературного стиля, Квинтилиан отдаёт предпочтение ясности, простоте, гармонической уравновешенности, его принцип: «ничего недостающего - и ничего избыточного» (книги 8, 2, 22). Идеалом благородного стиля для Квинтилиана служит Цицерон, предосудительным примером манерности и напыщенности - Сенека. В эпохи поздней античности и Средневековья трактат Квинтилиана был малоизвестен (знакомство с ним обнаруживают Иероним Блаженный и Кассиодор). После того как в 1416 году Поджо Браччолини был найден полный текст «Воспитания оратора», педагогические идеи Квинтилиана приобрели широкую популярность и сохраняли своё значение вплоть до 17 века. На русский язык трактат Квинтилиана переведён в 1834 А. С. Никольским.

Реклама

Соч.: Institution oratoire / Texte établi et traduit par J. Cousin. Р., 1975-1980. Vol. 1-7.

Лит.: Яворский А. А. Педагогика Квинтилиана // Вопросы педагогики. Варшава, 1912. №1; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М., 1963; Кузнецова Т. И. Литературная критика Квинтилиана // Очерки по истории римской литературной критики. М., 1963; Cousin J. Études sur Quintilien. Amst., 1967. Vol. 1-2; Kennedy G. Quintilian. N. Y., 1969: Quintilian and the law: the art of persuasion in law and politics. Leuven, 2003.

Е. Ф. Шичалина, Е. С. Цыпилева, А. Е. Махов.