Кводлибет

КВОДЛИБЕТ (средневековой латинский quodlibet, от латинского quod libet - что угодно), музыкальный жанр, основанный на соединении (одновременном, а также последовательном - в духе попурри) уже существующих мелодий и стихов. Как правило, кводлибеты сочинялись с развлекательной целью и носили юмористический характер (пародия на учёный диспут, застольная песня и др.). Кводлибет был особенно популярен в Германии. Наиболее ранние образцы - в «Глогауэрской песенной книге» (около 1480); в двух из них мелодия баллаты «О rosa bella» Дж. Данстейбла сочетается с мелодиями популярных в то время немецких песен. Первое описание кводлибета дал М. Преториус в 3-й книге своего трактата «Syntagma musicum» (1619). Известными авторами кводлибетов в 16- 17 веках были В. Шмельцль (сборник кводлибетов, опубликован в 1544), Л. Зенфль, К. Отмайр и др. Разновидности кводлибета появились в 16 веке во Франции (фрикассе), Испании (энсалада), Италии (мессанца, или мистиканца). Образцы инструментального кводлибета создали И. С. Бах (последняя вариация из «Гольдберг-вариаций», где контрапунктически соединены мелодии двух немецких песен) и В. А. Моцарт («Музыкальная галиматья» К 32). В ряде произведений 20 века использован принцип кводлибета вне рамок развлекательности (во 2-й симфонии Ч. Айвза, «Антиформалистическом райке» Д. Д. Шостаковича и др.).