Кяфар

КЯФАР, городище 9-12 веков аланов Северного Кавказа. Расположено на узком лесистом хребте Мыцешта, у слияния рек Кяфар и Кривая, в верховьях Большого Зеленчука, в 1,5 км от современного посёлка Лесо-Кяфарь (Зеленчукский район Карачаево-Черкесии, Россия). Известно с 1860-х годов (упомянуто в 1860 году А-Д. Г. - «военным анонимом»); описано К. Ф. Сталем в 1900; раскопки П. Г. Акритаса и В. А. Кузнецова (1952, 1954), Х. Х. Биджиева (1985), И. А. Аржанцевой (1991-95). Включает Верхнюю («Монаший Шпиль») и Нижнюю части, соединённые дорогой, со стороны реки Кривая (по верхнему контуру хребта) ограждённые стеной из плиток песчаника, и примыкающее к городищу большое неукреплённое поселение на берегу реки Кяфар (общая площадь около 80 га). Обводная стена местами сохранилась до 3 м в высоту, ширина достигала 2-2,5 м; имела парапет и систему бойниц. Верхнее городище разделено на несколько частей в соответствии с рельефом, так как хребет ступенчато понижается с юга на север. Все части сообщаются между собой воротами, расположенными анфиладой по оси центральной улицы, идущей вдоль гребня хребта. Зафиксировано 115 жилых и административных зданий из камня, сложенных всухую или с применением слабоглиняных растворов. Постройки многокамерные, сложной планировки, некоторые с полуподземными (хозяйственными) этажами, заглублёнными в скалу. В Нижнем городище жилых построек нет, но зафиксировано несколько комплексов (могут быть трактованы как культовые): каменные «лабиринты» и расположенные одиночно или группами большие обработанные плиты, некоторые поставлены на «ножки» (столбики, сложенные из плиток песчаника), на многих есть петроглифы (олени, кресты, тамгообразные знаки, «вавилоны»). Предполагается, что это жертвенные камни, а изображения связаны с охотничьей магией. На одной из скальных площадок исследовано сооружение, которое могло быть небольшой одноапсидной церковью или часовней (аналогичные церкви 10-13 веков известны в горных районах Северного Кавказа и Закавказья). В декоре архитектурных деталей, найденных в завалах и возле построек, встречается христианская символика (кресты, орлы с кольцом в клюве). Культурный слой (до 80 см) сохранился лишь на ровных участках, между скальными выступами и крупными постройками. Среди находок - керамика 9-12 века, на отдельных участках встречаются предметы меотской археологической культуры первых веков нашей эры С Кяфаром связан небольшой некрополь, состоящий из захоронений в дольменообразных склепах (разграблены в древности); судя по рельефу (рис.), не рядовых жителей города.

Реклама

КяфарКяфар контролировал одну из самых интенсивных веток Даринской дороги Великого шёлкового пути. Расцвет Кяфара и аналогичных ему городов-крепостей в 10-12 веках связан также с активизацией политики Византии на Северном Кавказе и интенсивным распространением христианства среди аланов. Все они прекратили существование вскоре после татаро-монгольского завоевания Северного Кавказа, которое разрушило сложную отлаженную инфраструктуру региона. Высказано предположение, что Кяфар был резиденцией одного из правителей Алании 11 века - Дургулеля Великого, упоминавшегося в грузинских и византийских источниках.

Лит.: Кузнецов В. А. Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика исследования и интерпретация Археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1988; Аржанцева И. А., Албегова 3. Х. Культовые камни Кяфарского городища // Древности Северного Кавказа. М.; Пятигорск, 1999; Аржанцева И. А. Аланское городище Кяфар IX-XII века нашей эры в Караче // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001.

И. А. Аржанцева.