Кёрёш (археологическая культура)

КЁРЁШ (Кörös; Старчево - Кёрёш - Криш - Градешница), археологическая культура раннего неолита (2-я половина 6-го – начало 5-го тысячелетия до нашей эры) по берегам Велика-Моравы, Тисы с её притоком Криш, в более восточных областях Нижнего Подунавья до бассейна Прута. Её области называют культурами Старчево (на территории Сербии), Криш (Румынии), Кёрёш (Венгрии), Градешница (Болгарии). Открыта в 1928 году на телле у деревни Старчево, на противоположном от Белграда берегу Дуная (административная единица Белграда, Сербия); раскопки телля в 1931-32 проводили археологи из разных стран: М. Грбич (Югославия), В. Фьюкес (Греция), Г. Голдмен (Германия), Р. Эрих (США). Имеется несколько хронологических систем, по одной из новейших выделяется 3 этапа - ранний, классический, поздний, синхронные Караново I-II. Неукреплённые телли и селища на берегах водоёмов. Четырёхугольные землянки и наземные дома с каркасно-плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Скорченные трупоположения в грунтовых ямах между постройками. Микролитические ножевидные пластины, скребки из кремня и обсидиана, шлифованные прямоугольные и трапециевидные колодковидные (с одной плоской и другой выпуклой стороной) топоры. Грубые горшки с соломой и шамотом в тесте; миски и чашки на низких полых ножках; характерны шаровидные или полусферические сосуды на кольцевых поддонах или 4 ножках, сосуды - плоские с одной стороны и выпуклые - с другой, бутыли с несколькими ушками. Поверхность иногда покрывали слоем жидкой глины, что делало её неровной (так называемые барбатин), украшали налепами в виде шишечек, врезным орнаментом, пальцевыми защипами; в Кёрёше впервые появляется белая роспись (спирали, меандры и др.) по ангобу. Антропо- и зооморфные статуэтки из кости и обожжённой глины.

Реклама

КЁРЁШ В основе хозяйства - животноводство, примитивное земледелие, охота, рыболовство. Носители Кёрёша принадлежали средиземноморскому варианту индо-средиземноморской расы. Происхождение Кёрёша связывают с кругом раннеземледельческих культур Передней Азии и Средиземноморья. Кёрёшу наиболее близки памятники на территории Малой Азии (Хаджилар VI) и Фессалии (Сескло). На Центральных Балканах последнему этапу Кёрёша синхронна культура Винча, впитавшая традиции Кёрёша и сменившая её. В Потисье, включая Трансильванию, с Кёрёшом контактировала линейно-ленточной керамики культура, сменившая Кёрёш на этой территории; в Попрутье за Кёрёшом следовала культура с «нотной керамикой» или так называемый Прекукутень (смотри в статье Кукутень).

Лит.: Kutzian I. The Кörös culture. Bdpst, 1944-1947. Кöt. 1-2; Praistorija Jugoslavenskih zemalja. Sarajevo, 1979; История Европы с древнейших времен до наших дней. М., 1985. Т. 1; La protohistoire de L’Europe. Р., 1985; Garašanin D. А. Neue Betrachtungen zur Starčevound Кőrős-Gruppe // Neolithic of southeastern Europe and its near eastern connections. Bdpst, 1989.

Т. Н. Мишина.