Ла-Плата (город)

ЛА-ПЛАТА (La Piata), город в Аргентине, административный центр провинции Буэнос-Айрес. Население 769,7 тысяч человек (2010). Расположен в пределах Пампы, на Лаплатской низменности, в 10 км от южного побережья залива Ла-Плата и в 56 км к юго-востоку от Буэнос-Айреса. Морской порт (грузооборот свыше 5 миллионов тонн в год). Железнодорожное сообщение с Буэнос-Айресом, городами провинции Буэнос-Айрес (в том числе с Мар-дель-Платой и Баия-Бланкой). Узел автодорог: скоростной автострадой «Рикардо Бальбин» связан с Буэнос-Айресом, национальными автомагистралями - с крупнейшими городами провинции и южной части страны. Аэропорт (в 7 км от города).

Основан в 1882 году как административный центр провинции Буэнос-Айрес после провозглашения в 1880 году прежнего административного центра - г. Буэнос-Айрес столицей Аргентины. В 1952-55 назывался Эва-Перон (в честь супруги президента страны Х. Д. Перона).

Ла-ПлатаГород застраивался по рационалистическому плану архитектора П. Бенуа (начало 1880-х годов). Основа его прямоугольной структуры - центральная площадь (Пласа-Морено) и 2 диагональные авениды, которые протягиваются с севера на юг и с запада на восток. На площади Пласа-Морено расположены: кафедральный собор Непорочного зачатия в неоготическом стиле (1885-1932, архитекторы П. Бенуа, Э. Мейер; 2 колокольни высотой 120 м; в интерьере - деревянные скульптуры, автор - скульптор Л. Мородер), Дворец муниципалитета в стиле немецкого неоренессанса (1883, немецкий архитектор Г. Штир). Среди других построек 1880-х годов: Дворец законодательного собрания города (1883-88, архитектор К. Нордман, по проекту немецких архитекторов Г. Гейне и Г. Хагемана), Дом правительства в стиле фламандского неоренессанса (Касадель-Гобьерно, 1880-е годы, проект бельгийского архитектора Ж. Дормаля; внутренний дворик Патиоде-лас-Пальмерас, зал Салон-Дорадо, декорированный А. Баллерини), пассаж Дардо-Роча (1883-87, архитектор Ф. Пинаролли; до 1906 железнодорожная станция, с 1920-х годов культурный центр провинции), здание Музея естественных наук (1884). Среди католических церквей - Сан-Понсиано в неоготическом стиле (1883-95, архитектор П. Бенуа), Нуэстра-Сеньора-дель-Кармен (1902), Сан-Хосе (1911), Святого Франциска Ассизского (1922), Санто-Кристо в неороманском стиле (1950, архитектор Т. Чоккини). Кладбище Сементерио-де-ла-Плата (1886) с фамильными склепами в стилях неоготики, неоклассицизма, ар нуво и ар деко. Дом Куручет в стиле функционализма (1949-55, архитектор Ле Корбюзье). Во 2-й половине 20 века город активно застраивался многоэтажными зданиями.

Реклама

Крупный центр науки и образования. Среди научных учреждений - институты и научные центры Национального совета научных и технологических исследований (Буэнос-Айрес), Институт биотехнологии и молекулярной биологии, Институт биомедицинских исследований, Центр оптических исследований. Национальный университет Ла-Платы (1905; один из крупнейших в стране, более 90 тысяч студентов; при университете - астрономическая обсерватория, 1883), Католический университет Ла-Платы (1964), филиал Национального технологического университета (1954) и другие вузы. Центральная  библиотека «Хенераль Хосе де Сан Мартин» (1950), муниципальная библиотека «Франсиско Лопес Мерино». Музеи: естественных наук (Музей Ла-Платы, создан в 1877, с 1889 в современном здании; с 1906 в структуре Национального университета Ла-Платы), современного латиноамериканского искусства (1999), Провинциальный музей изящных искусств имени Эмилио Петторути (1922), «Дардо Роча» (1952), аргентинской художницы Яны Кунтур (1962; собрано около 300 её работ), кукол народов мира (1968), современного искусства «Беато Анхелико» (1980), почтовых марок (1982), музыкальных инструментов «Доктор Эмилио Аззарини» (1985, в коллекции более 730 инструментов), автомобилей (2006) и др.; Дом-музей аргентинского поэта Альмафуэрте (1921). Театры: «Театро-Архентино» (опера, балет; первое здание - 1885-1890, архитектор Л. Роки, почти уничтожено пожаром в 1977; новое здание - 1980-1990), «Колисео-Подеста» (здание - 1882-86, архитектор К. Сендорф), «Ла Нонна», «Ла Лечуса» и др. В парке Пасеодель-Боске (1882) - Зоологический (1907) и Ботанический сады.

Ла-ПлатаЛа-Плата - важный экономический центр провинции Буэнос-Айрес. Около 76% работающих занято в сфере услуг (2005), в том числе в торговле (в районе морского порта с 1997 действует зона свободной торговли Ла-Плата, площадь свыше 70 тысяч га), на транспорте (в том числе обслуживание и ремонт морских судов), в финансовом секторе (в городе - представительства ряда банков, в том числе Santander Rio, HSBC Bank Argentina S. А.) и др. Со 2-й половины 1990-х годов активно развивается сектор ИТ (разработку и внедрение программного обеспечения осуществляют свыше 30 компаний). Важнейшие промышленные предприятия сосредоточены в индустриальной зоне Энсенада. Ведущие отрасли промышленности - нефтеперерабатывающая и нефтехимическая. Действуют крупные предприятия испанской компании «Repsol YPF» - НПЗ «La Piata» (1925; производственная мощность 190 тысяч баррелей/сутки; обеспечивает около 30% переработки нефти в Аргентине; при заводе также функционирует комплекс по производству смазочных материалов и асфальта) и нефтехимический завод «Petroquimica La Piata» (1972; главный аргентинский производственный комплекс компании, мощность 650 тысяч тонн продукции в год; производство эфирных масел, пропилена, бутилена и др.; сырьё поступает с НПЗ «La Plata»). Среди других важных профильных предприятий - коксовый завод компании «COPETRO S. С.» (производство кокса из нефтяного сырья; мощность 570 тысяч тонн в год; около 70% продукции экспортируется), 2 завода компании «Petroken» («Petroquimica Ensenada S.А.»): по производству полипропилена (мощность 180 тысяч тонн в год) и производству полиолефина (мощность 20 тысяч тонн в год). Металлургический комбинат полного цикла компании «Ternium Siderar» (около 600 занятых; производство чугуна, холоднокатаной листовой стали). Крупный судостроительный завод «Astillero Rio Santiago» (ARS; 1953, свыше 2700 занятых; строительство судов различного типа грузоподъёмностью до 80 тысяч тонн - контейнеровозов, танкеров, сухогрузов, рыболовецких траулеров, а также военных кораблей). Ряд предприятий по выпуску узлов и запчастей для разнообразного промышленного оборудования. Развиты пищевая и лёгкая промышленность.

Д. В. Соловьёв.