Лабан Рудольф

ЛАБАН (Laban) Рудольф фон (15.12.1879, Пресбург, ныне Братислава, Словакия - 1.7.1958, Уэйбридж, Великобритания), австрийский, немецкий и английский танцовщик, хореограф, педагог, теоретик танца. Учился живописи и декоративному искусству в Мюнхене, актёрскому мастерству и танцу в Париже. Гастролировал с труппой французского ревю по Северной Африке, где познакомился с арабским и негритянским фольклором. В 1907-10 годах выступал как танцовщик в Австрии и Германии. В 1910 организовал в Мюнхене школу. В 1914-25 работал как педагог и балетмейстер, осуществил ряд постановок, в которых был автором музыки, хореографии и оформления: «Победа жертвы» (1916, Цюрих), «Игрок» (1917) и «Призрачный образ» (1922, обе - в Нюрнберге) и др. В 1925 году организовал в Гамбурге камерную балетную труппу. В 1926 создал в Вюрцбурге хореографическую школу. В 1927 переехал в Берлин. В 1930-34 директор государственного объединения театров Берлина, руководитель Балетной труппы Берлинской государственной оперы. В своих постановках и теоретических трудах выступил как один из основоположников немецкого «выразительного танца», оказавшего значительное влияние на все виды современной хореографии. В 1938 эмигрировал в Великобританию, где преподавал в школе К. Йосса. Совместно с Л. Ульман занимался разработкой системы рациональных движений для заводских рабочих. В сотрудничестве с Йоссом и А. Кнустом создал систему записи движений под названием «кинетография» (получила мировую известность под названием «лабанотация»). В 1940 году последователи Лабана основали в Нью-Йорке Бюро записи танца (Dance Notation Bureau). На основе организованной в 1946 в Манчестере Студии искусства и движения в 1973 в Лондоне создан Лабан-центр - учебное заведение, специализирующееся на современном танце.

Реклама

В своей теории танца (хореотике) Лабан применил математический метод анализа, с помощью которого стремился обосновать универсальные закономерности движения человеческого тела. Танцевальное движение, по Лабану, отображает отношение танцовщика к пространству. Наиболее характерный его тип, существующий в хореографии различных видов и национальных культур, - так называемый суинги: разные по амплитуде махообразные двоякообращённые («на себя» и «от себя») движения, прочерчивающие в пространстве фигуру, напоминающую восьмёрку; все прочие танцевальные движения трактуются как производные от них. По Лабану, всякий вид хореографии, от примитивного до высокопрофессионального, обусловливается особенностями сочетания движений и преобладанием какого-либо из трёх важнейших параметров танца: динамического, пространственного или темпового. Хореотика Лабана развивает у танцовщика и хореографа пространственное мышление, чувство взаимозависимости действий отдельного исполнителя и всей группы танцующих. Среди учеников и последователей Лабана - Иосс, М. Вигман, Х. Кройцберг, И. Георги, М. Терпис.

Соч.: Die Welt des Tanzers. Stuttg., 1920; Choreographie. Jena, 1926; Schrifttanz. W., 1928. [Bd] 1-2; Ein Leben für den Tanz. Dresden, 1935; Modem educational dance. L., 1948; The mastery of movement on the stage. L., 1950; Principies of dance and movement notation. L., 1954; Choreutics. L., 1966.

Лит.: Pfister (Terpis) М. Tanz und Тânzer. [Z., 1946]: Thornton S. А movement perspective of R. Laban. L., 1971.

Г. А. Комаров.