Лакан Жак Мари Эмиль

Лакан (Lacan) Жак Мари ЭмильЛАКАН (Lacan) Жак Мари Эмиль (13.4.1901, Париж - 9.9.1981, там же), французский психиатр и философ, создатель структурного психоанализа.

В 1927 году окончил медицинский факультет Парижского университета и стал специализироваться в области психиатрии в госпитале Сент-Анн (профессор с 1953) и в других клиниках, обратившись к психоанализу. Испытал воздействие художественной практики сюрреализма (так, «автоматическое письмо» повлияло на его представление о бессознательном как об источнике особой речи). Диссертация Лакана о паранойяльных расстройствах (1932) получила известность в кругах сюрреалистов. Сформулированная в 1930-х годах концепция «стадии зеркала» (сама идея принадлежала другу Лакана, французскому психологу А. Валлону) описывала ключевой этап становления человеческого Я, начинающийся после 6 месяцев, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на своё имя. Младенец, ещё не способный самостоятельно «собрать себя» в пространстве и времени, впервые узнаёт себя в зеркальном отражении как целостную форму, обретая опыт телесного единства и спасаясь тем самым от угрозы распада, вызванной потерей единства с телом матери. В результате отождествления себя с этим идеалом целостности («Это - я») формируется воображаемое Я, стремящееся подчинить себе реального субъекта, зачарованного, подобно Нарциссу, своим отражением. Базовая идентификация с зеркальным отражением становится основой всех последующих отождествлений с идеальными образами (imago) отца и других людей, а также с образами, созданными культурой. По мере конструирования Я как своего идеального двойника человек всё больше отчуждается от своих реальных желаний и потребностей.

Реклама

Представление о Я как о защитной иллюзии стало одним из стержневых элементов в учении Лакана, противопоставившего себя как картезианской традиции («Я мыслю, следовательно, существую» Р. Декарта), постулировавшей существование мыслящего субъекта, так и эгопсихологии.

С 1950-х годов под влиянием структурализма (в частности, идей К. Леви-Строса, с которым Лакана связывала дружба), Ф. де Соссюра и Р. О. Якобсона Лакан  переосмысляет основные идеи психоанализа под лозунгом «возвращения к Фрейду». Согласно Лакану, психоаналитик всегда имеет дело с речью, расшифровывая сообщения, вклинивающиеся в пробелы связной осмысленной речи, - оговорки, «бессмыслицу», шутки, бред, материал сновидений, невротические симптомы (исчезающие, если субъект получает возможность расшифровать их, выразить их смысл). Все эти прорывы бессознательного структурированы, таким образом, как язык.

При этом в бессознательной речи означающие отрываются от означаемых (желаний, которые надлежит выявить в ходе анализа). Вытеснение, приводящее к этому разрыву, Лакан  описывает в терминах риторики как процесс метафорического замещения одного означающего другим; иные результаты работы бессознательного, описанные З. Фрейдом (сгущение, смещение, искажение и т.п.), также интерпретируются Лаканом как операции с означающими. Язык предстаёт как необходимое условие бессознательного, двусмысленность слов (полисемия означающих) делает возможной бессознательную мысль в форме структурированной последовательности означающих.

Исследуя законы такого структурирования и риторику бессознательного, Лакан  рассматривал его не как примитивную инстинктивную часть психики, а как говорящее бытие (декартовское «Я мыслю» заменяется у Лакана фрейдовским «Оно говорит»), как место (в условной топографии психики), откуда приходят слова, голос некоего Другого, прорывающийся сквозь речь Я (за маской воображаемого Я всегда скрывается непознанный Другой).

Другой - одно из центральных понятий у Лакана (воспринятое им из философии Г. В. Ф. Гегеля в интерпретации А. Кожева, семинары которого он посещал). Я и бессознательное формируются в отношениях с другими людьми и существуют как обращение к Другому (например, влечение понимается Лаканом как отношение между двумя субъектами, желание - это «желание Другого»; даже нарциссизм, по Лакану, является интериоризацией интерсубъективного отношения).

Лакан  отличает воображаемого другого от подлинного Другого, инаковость которого невозможно нивелировать путём идентификации с ним (представив себя на его месте). Мы воображаем своё Я как другого, а других людей - как собственное отражение (alter ego). Столкновение с реальным Другим происходит в ранних отношениях с родителями, в постоянном взаимодействии с бессознательным как с субъектом речи и с символическим строем культуры и языка, предстающим как речь Другого.

Свои идеи Лакан  синтезировал в концепции трёх составляющих человеческой психики - Реального, Воображаемого и Символического, которыми он заменил фрейдовские Оно, Я и Сверх-Я. Реальное - это психика как «вещь-в-себе», ускользающая от образных и словесных репрезентаций. Это внеязыковое бессознательное, источник желаний. На уровне Воображаемого чувственный опыт Реального превращается в образы и соотносится с Я, идеальным образом себя, а на символическом уровне - с Другим как источником культуры и языкового строя, которые придают желаниям и чувствам приемлемое русло через символические формы, превращающие их в речь.

С 1953 года и до конца жизни Лакан  вёл публичные семинары, пользовавшиеся большой популярностью среди французской интеллигенции (их посещали Л. Альтюссер, М. Мерло-Понти, П. Рикёр и др.). В то же время путь Лакана как психоаналитика отмечен разнообразными конфликтами; после выхода в 1953 году из Международной психоаналитической ассоциации и исключения в 1963 из Французской психоаналитического общества Лакан  руководил (с 1964) созданной им Парижской школой фрейдизма, которую распустил в 1980. Идеи Лакана оказали существенное влияние на психоанализ (Лакан признан крупнейшим психоаналитиком после З. Фрейда) и постмодернизм в целом.

Соч.: De la psychose paranoïaque dans ses rapports avec la personnalité. Р., 1932. Р., 1994; Ecrits. Р., 1966; Le séminaire. Р., 1973-2006-, Vol. 1-23-; Ecrits: а selection. L., 1977. N. Y., 2002; «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж, [1992]; Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995; Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997; Семинары. М., 1998- 2008. Кн. 1-17; Телевидение. М., 2000; Имена - Отца. М., 2006.

Лит.: Kremer Marietti А. Lacan, ou le Rhétorique de l’inconscient. Р., 1978; Schneider man S. J. Lacan: the death of intellectual hero. Camb., 1983; Julien Ph. Le retour à Freud de J. Lacan. L’application au miroir. Р., 1986; Roustang F. Lacan. De l’équivoque à l’impasse. Р., 1986; Автономова Н. С. Структуралистский психоанализ Ж. Лакана // Французская философия сегодня. М., 1989; Borch-Jacobsen М. Lacan. Le maître absolu. Р., 1990; Бессознательное: его открытие, его проявления. От Фрейда к Лакану. (Коллоквиум Московского круга). М., 1992; Turkle S. Psychoanalytic politics: J. Lacan and Freud’s French révolution. L., 1992, Milner J.-С. L’oeuvre claire: Lacan, la science, la philosophie. Р., 1995; Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Roudinesco Е. J. Lacan. N. Y., 1997; Dor J. The clinical Lacan. N. Y., 1999; Mathelin С. Lacanian psychotherapy with children: the broken piano. N. Y., 1999; Haute Ph. van. Against adaptation: Lacan’s «subversion of the subject». N. Y., 2001; Leupin А. Lacan today. N. Y.; L., 2004; Homer S. J. Lacan. L., 2005; Лейбин В. Постклассический психоанализ. М., 2006. Т. 1-2.

А. В. Константинов.