Лаки художественные

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности лаков - блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков художественных - мягкая светотеневая игра и сочность форм.

Лаки художественныеЛаки  художественные известны со 2-го тысячелетия до нашей эры в Китае, где в качестве материала для покрытий использовался сок лакового дерева. Китайские лаки художественные (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, подвергаются многочисленным операциям грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских лаках художественных распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку, тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаковых изделий характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки лаки художественные Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в 15-17 веках) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главная составная часть которого - смола деревьев семейства кипарисовых (сандарак). В Индии распространены также нирмальские лаки - изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы).

Реклама

Восточные лаки художественные известны в Европе с 15 века, где собственно производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17-18 веках. Европейская технология лаковых изделий (в отличие от восточной) предусматривала прессование склеенных листов бумаги или картона: их набивали на деревянные или металлические каркасы (соответственно формам изделий); сняв, пропитывали маслом, сушили, после столярной и токарной обработки грунтовали и шпаклевали, покрывали чёрным лаком. Для живописи на лаковой поверхности в старину служил копаловый лак, позднее - масляные и темперные краски. Изделие просушивали и полировали до зеркального блеска. В 18 веке техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы «Мартен» и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).

Лаки художественныеВ России лаки художественные использовались в убранстве дворцовых кабинетов по дальневосточным образцам с начала 18 века. Первое производство лаков художественных основано московским купцом П. И. Коробовым в 1795-98 (табакерки, украшенные живописью). В начале 19 века мастерские лакового дела появились в Москве и Санкт-Петербурге. Расцвет лаков художественных в России наступил после 1825 года, с переходом коробовской фабрики к П. В. Лукутину, когда было достигнуто высокое качество изделий, организована школа мастеров. В миниатюрах преобладали народные сюжеты («Чаепитие», «Тройка», «Пляска»), копии с картин русских художников (мифологические мотивы, пейзажи, в том числе виды Москвы; натюрморты). Лукутинской миниатюре особое своеобразие придавало виртуозное применение перламутра, серебряных и золотых подкладок под живопись, декора «под черепаху». В 1-й половине 19 века в Московской губернии возникли другие предприятия, главным образом в районе села Осташково и деревни Жостово (смотри Жостовская роспись). Значительной была мастерская братьев Вишняковых. Роспись здесь имела характер крестьянского примитива и повышенную декоративность. Широкая манера, насыщенная красочность, тонкий каллиграфический узор отличали появившиеся одновременно лаки Сибири и Урала, впервые показанные на Всероссийской мануфактурной выставке 1831 года в Москве. В 1860-70-х годах высококачественные лаки художественные производились в десятке деревень под Москвой. В начале 20 века лукутинское производство прекратилось; в 1910 году была организована артель в Федоскине (смотри Федоскинская миниатюра); позднее возникли другие центры лаков художественных (смотри Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра), имеющие и ныне широкое признание.

Лит.: Русские художественные лаки. Художественные артели. М., 1933; Holzhausen W. Lackkunst in Europa. Braunschweig, 1959; Уханова И. Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. Л., 1964; она же. Лаковая живопись в России XVIII-XIX вв. СПб., 1995; Speiser W. Lackkunst in Ostasien. Baden-Baden, 1965; Bedford J. Chinese and Japanese lacquer. L., 1969; Шмелева Г. В. Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам. М., 1970; Huth Н. Lacquer of the West: the history of а craft and industry, 1550-1950. Chi., 1971; Lee Y. Oriental lacquer art. N. Y., 1972; Garner Н. Chinese lacquer. L., 1979; Lacquer: an international history and collector’s guide. Marlborough, 1984; Гуляев В. Русская лаковая миниатюра. Л., 1989; Некрасова М. А. Русская лаковая миниатюра. М., 1994; Fraser-Lu S. Burmese lacquerware. Bangkok, 2000; Lacquerware in Asia, today and yesterday / Ed. М. Kopplin. Р., 2002; Пирогова Л. Л. Русская лаковая живопись. XXI в.: Альбом. М., 2006.

Н.А. Каневская, М. А. Некрасова (лаки в России).

le, parks, and ancient cities. Austin, 2006.              A. A. Бородатова.