Лам Вифредо

ЛАМ (Lam) Вифредо (8.12.1902, Сагуала-Гранде - 11.9.1982, Париж; похоронен на Кубе), кубинский живописец, график и скульптор. Его происхождение (мулат по матери, китаец по отцу, имел и испанских предков) способствовало близкому знакомству с разными, прежде всего афро-американскими, религиозными культами. С 1916 года жил в Гаване, где обучался в Школе изящных искусств (1918-23). В 1923-38 жил в Барселоне и Мадриде, где посещал студию Ф. Алвареса де Сотомайора, также изучал в Прадо работы И. Босха, П. Брейгеля Старшего и Ф. Гойи; испытал влияние творчества П. Сезанна и П. Гогена. Принимал участие в Испанской революции 1931-39 на стороне республиканцев, после их поражения уехал в Париж, где вошёл в круг П. Пикассо («сыном» которого его в шутку называли). Был близко знаком с Ф. Леже, Ж. Браком, Х. Миро, Д. А. Канвейлером и др. В 1940-46 (вместе с А. Бретоном и К. Леви-Стросом) посетил Мартинику, Кубу, Гаити (где изучал ритуалы вуду), Нью-Йорк. В 1946 вернулся в Париж.

Лам (Lam) ВифредоВ основе стилистики живописи Лама - элементы кубизма, переосмысленные с позиций сюрреализма. Главными задачами своего творчества Лам считал усвоение искусством европейского типа дохристианских мифопоэтических комплексов, нахождение для них адекватной художественной формы, выявление внутреннего мира, скрытого в подсознании афроамериканцев. Связь с воспоминаниями детства ощутима в творчестве Лама на протяжении всей его жизни. Искусство Лама высоко ценил А. Бретон («никому не удавалось... так овладеть тайной соединения чувственного восприятия и рационального осмысления, которую мы всегда пытались постичь с помощью сюрреализма»). Характерные примеры его творчества - картины «Мать и дитя» (гуашь, 1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство» (1941, Национальный музей изящных искусств Гавана), «Джунгли» (1942-44, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Национальный музей современного искусства, Париж); картину «Третий мир» (1966, Национальный музей изящных искусство Гавана) сам художник рассматривал как «приветствие кубинской революции». Полуабстрактные формы, проникающие друг в друга, живут в его картинах напряжённой жизнью, движутся, трансформируются, создавая фантасмагорию, которая, однако, подчинена чёткому ритму и решена в единой, обычно довольно мрачной коричнево-оливковой гамме, с проблесками белого, жёлтого, с охристыми и кровавыми бликами. В работах последнего периода ритмы и цветовое решение более спокойны и смягчены. В конце жизни Лам занимался литографией, керамикой. В 1983 в Гаване создан Центр имени В. Лама, занимающийся изучением искусства Латинской Америки и всего «третьего мира».

Реклама

Лит.: Jouffroy А. Lam. Р., 1972; Сиг zi L. W. Lam. Bologna, 1978; Fouchet М. Р. W. Lam. Р., 1989; W. Lam. Catalogue raisonné of the painted work. Lausanne, 1996. Vol. 1-2; Leiris М. W. Lam. Brux., 1997.

Л. И. Тананаева.