Ланг Фриц

ЛАНГ (Lang) Фриц (Фридрих Христиан Антон) (5.12.1890, Вена - 2.8.1976, Беверли-Хилс, США), немецкий кинорежиссёр, сценарист. Сын архитектора А. Ланга. В конце 1900-х годов учился на архитектурном факультете Высшей технической школы, затем в Академии изобразительных искусств в Вене, в 1-й половине 1910-х годов - в Государственной художественной школе в Мюнхене, в Школе живописи М. Дени и академии Р. Жюлиана в Париже. Участник 1-й мировой войны. В 1916 году, находясь в госпитале, написал сценарии, по которым были сняты фильмы «Хильда Уоррен и Смерть» Дж. Мея (1917) и «Чума во Флоренции» О. Рипперта (1919). В 1918 году, работая в одном из венских театров, получил приглашение кинопродюсера Э. Поммера и в качестве сценариста поступил на киностудию «Decia». В 1918-19 как режиссёр снял 4 фильма, в которых нашли отражение неоромантичные и экспрессионистские мотивы, ставшие определяющими в его творчестве: «Полукровка», «Хозяин любви», «Пауки, часть 1. Золотое озеро» и «Харакири». Писал сценарии для немецкой студии «Ufa» и американской «Nero-Film». В 1920 году познакомился со своей будущей женой - писательницей Т. фон Харбоу, автором сценариев ко всем его картинам вплоть до 1933 года. Первый крупный режиссёрский успех принёс фильм «Усталая смерть» (1921) - философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. В это время Ланг сформулировал идею о национальной природе киноискусства, призванного выразить характерные особенности мировосприятия своего народа. Руководствуясь этой идеей, создал свои лучшие фильмы: детективную драму о гении преступного мира «Доктор Мабузе - игрок» (1922); уникальные по масштабу и силе воздействия экранизации средневекового эпоса «Нибелунги: Зигфрид» и «Нибелунги: месть Кримхильды» (1924), в которых стремился воплотить в экранных образах «германский дух»; антиутопию «Метрополис» (1927). Творчество Ланга, новаторское в области изобразительной формы и драматургии, вывело мировой кинематограф на новый уровень художественной выразительности.

Реклама

Ланг (Lang) ФрицВ 1931 году режиссёр вновь обратился к теме преступности, сняв свой первый звуковой фильм «М», повествующий о маньяке, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Фильм «Завещание доктора Мабузе» (1933), в аллегорической форме демонстрирующий власть гитлеризма над сознанием людей, был запрещён нацистской цензурой. В 1933 году Ланг эмигрировал во Францию. В Париже поставил мистико-фантастическую драму «Лилиом» (1934), не имевшую большого успеха. С середины 1930-х годов в Голливуде («Ярость», 1936, и др.). С 1958 в ФРГ, где снял свои последние фильмы: «Индийская гробница» (1958), «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960). В 1963 году как актёр участвовал в фильме Ж. Л. Годара «Презрение».

Лит.: Bogdanovich Р. F. Lang in America. L., 1968; Jensen Р.М. The cinema of F. Lang. L.; N.Y., 1969; F. Lang. Munch., 1976; Kpaкауэр 3. Психологическая история немецкого кино: от Калигари до Гитлера. М., 1977; Eisner L. F. Lang. N. Y., 1986; Schnaůber С. F. Lang in Hollywood. W., 1986; Sturm G. F. Lang: films, textes, references. Nancy, 1990; McGilligan Р. F. Lang: the nature of the beast. N. Y., 1997; Gunning Т. The films of F. Lang: allegories of vision and modernity. L., 2000; Айснер Л. Х. Демонический экран: главы из книги // Киноведческие записки. 2002. № 58; Grafe F. Licht aus Berlin: Lang, Lubitsch, Murnau. В., 2003; Добротворский С. Кино на ощупь. 2-е изд. СПб., 2005.

В. В. Виноградов.