Лангер Сьюзен

ЛАНГЕР (Langer) Сьюзен (20.12.1895, Нью-Йорк - 17.7.1985, Олд-Лайм, штат Коннектикут), американский философ и эстетик. Член Американской академии искусств и наук (1960). Родилась в семье немецких эмигрантов. Училась в Рэдклифф-колледже (Кембридж, Массачусетс), затем в Венском университете (1921-22), степень доктора получила в Гарвардском университете (1926). Испытала влияние А. Н. Уайтхеда. Преподавала философию в Рэдклифф-колледже (1927-1942), в университетах Делавэра и Колумбии (1943-50), в Коннектикутском колледже (1954-62). В своей философско-эстетической концепции Лангер вслед за Э. Кассирером исходила из понимания человека как существа, живущего в мире создаваемых им «символических форм». Превращение чувственных данных в символы, структурирующее человеческий опыт, рассматривалось Лангер как универсальная характеристика деятельности человека и спонтанное проявление его природы. При этом в отличие от Кассирера в центре внимания Лангер - не дискурсивный символизм, связанный с языком, словом, а недискурсивный, «презентативный» символизм, характерный для сновидений, ритуалов, мифа, искусства и т. п. («Философия в новом ключе» - «Philosophy in а new key», 1942, русский перевод 2000). Если вербальный символизм обладает своим словарём и синтаксисом, делающими возможным перевод одного языка в другой, то невербальные, «презентативные» символы, использующие «чувственные значения» линий, цвета, пропорций, звуков и т.д. и строящиеся по принципу «часть - целое», в принципе непереводимы. Лангер опеделяла искусство как «творчество символических форм человеческих чувств»; в отличие от реального физического времени и пространства, оно создаёт воображаемое «виртуальное пространство» (термин введён Лангер) - в «визуальных», пластических искусствах, и «виртуальное время» - например, в музыке. Отвергая вслед за Э. Гансликом психологическое истолкование музыки как выражения каких-либо конкретных чувств и индивидуальных переживаний, Лангер вместе с тем видела в ней изоморфное воспроизведение динамической структуры эмоциональной жизни человека, её ритма (подъёма и спада, напряжения и разрешения и т.д.): символ и символизируемое имеют общую логическую форму.

Реклама

Соч.: The practice of philosophy. N. Y., 1930; An introduction to symbolic logic. N. Y., 1937; Feeling and form. N. Y., 1953; Problems of art. N. Y., 1957; Mind: an essay on human feeling. Balt., 1982. Vol. 1-3.