Лаокоон

Лаокоон ЛАОКООН (Λαοϰόων), в греческой мифологии троянский прорицатель или жрец. На исходе Троянской войны ахейцы по совету Одиссея уничтожили свой лагерь и отплыли от берегов Троады, оставив сооружённого ими огромного деревянного коня, внутри которого спрятались воины. Когда троянцы обсуждали, как им поступить с этим конём, только Кассандра и Лаокоон пытались предотвратить беду, предупреждая о коварстве врага. Во время совершения Лаокооном жертвоприношения Посейдону из моря выползли две огромные змеи, которые растерзали двух его сыновей и задушили самого Лаокоона, бросившегося на помощь детям. Свершив это, змеи укрылись у ног статуи Афины в её храме. Поражённые случившимся, троянцы поспешили доставить деревянного коня в город, что и стало причиной гибели Трои. Существуют иные варианты мифа, объясняющие гибель Лаокоона. Сюжет о деревянном коне впервые упоминается в «Одиссее» Гомера (VIII, 500-518); эти события излагались также в киклической поэме «Разрушение Илиона» (7-6 века до нашей эры). Наиболее яркое воплощение миф о Лаокооне нашёл в поэме Вергилия «Энеида» (II, 40-56, 200-231).

Реклама

Сюжет о Лаокооне отражён в античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись и т.д.). Знаменитая эллинистическая мраморная группа «Гибель Лаокоона и его сыновей» родосских скульпторов Агесандра, Афанодора и Полидора (середина 1 века до нашей эры; копия с бронзового греческого оригинала 2 века до нашей эры; Ватиканские музеи) упоминается Плинием Старшим («Естественная история», XXXVI), который видел её во дворце императора Тита. Обнаруженная при раскопках в Риме в 1506 году, она была приобретена папой Римским Юлием II и помещена во дворе Бельведера в Ватикане (в 1797 вывезена в Париж, возвращена в 1815). Группа послужила прототипом для последующих воплощений мифа [Джулио Романо, Эль Греко - единственная его картина на мифологический сюжет (1610-14, Национальная галерея искусства, Вашингтон), П. П. Рубенс и др.]; воспроизводилась и в карикатурном виде (Тициан и др.). Ватиканская скульптура известна также в копиях Б. Бандинелли (мрамор, 1520-25, галерея Уффици, Флоренция) и Ф. Приматиччо (бронза). Г. Э. Лессинг в трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) на основе анализа этого памятника попытался продемонстрировать принципиальное отличие изобразительных искусств от поэзии.

Лит.: Haskell F., Penny N. Taste and the antique... New Haven; L., 1981 ; Andreae В. Laokoon und die Gründung Roms. Mainz am Rhein, 1988.

А. В. Стрелков.