Лапшин Иван Иванович
ЛАПШИН Иван Иванович [11(23).10.1870, Москва - 17.11.1952, Прага], русский философ, представитель неокантианства. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), ученик А. И. Введенского. С 1897 года преподавал в Санкт-Петербургском университете (профессор с 1913). В 1922 выслан из России на «философском пароходе». С 1923 в Чехословакии; профессор Русского юридического факультета, позднее Русского народного университета в Праге.
В сочинении «Законы мышления и формы познания» (1906) Лапшин, исходя из того, что законы мышления неприложимы вне сферы возможного опыта, отверг не только понятие «вещи в себе», но и все виды догматической метафизики, рассматривая их как «рабочие гипотезы», которые могут иметь лишь эвристическую ценность. В работах «Проблема "чужого я" в новейшей философии» (1910) и «Опровержение солипсизма» (1924) утверждалась недоказуемость «трансцендентной реальности чужого я», которую Лапшин объявлял «конструкцией мысли», иллюзией, связанной со склонностью человека к эстетическому перевоплощению. «Философия изобретения и изобретение в философии» (тома 1-2, 2-е издание, 1924; переиздана в 1999), задуманная как введение в историю философии, посвящена проблемам творчества, прежде всего философского, в его отличии как от религиозного и художественного (относящихся к сфере эмоционального мышления), так и специально научного. Автор сочинений по психологии, истории педагогики, истории русского искусства (в том числе музыки) и эстетики.
Соч.: Вселенское чувство. СПб., 1911; Гносеологические исследования. П., 1917. Вып. 1: Логика отношений и силлогизм; Художественное творчество. П., 1922; Философские взгляды Радищева. П., 1922; Эстетика Достоевского. Берлин, 1923; La synergie spirituelle. Praha, 1935; Феноменология. Прага, 1937; Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941; О своеобразии русского искусства. Прага, 1944; Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945.
В. В. Ванчугов.