Ларошфуко Фран­суа

Ларошфуко (La Rochefoucauld) Фран­суаЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.9.1613, Париж - 16.3.1680, там же), французский писатель. Представитель одного из старейших и влиятельных французских аристократических родов. До смерти отца (герцога, член парламента) носил титул принца де Марсийяка (1650).

Детство провёл в провинции, в замке Вертёй, где получил поверхностное образование, типичное для предназначенного к военной службе сына дворянина. Впоследствии активно занимался самообразованием. В 1629 году участвовал в итальянской военной кампании. При дворе принял сторону Анны Австрийской в её противостоянии с кардиналом А. Ж. Ришельё, был замешан в ряде авантюр, за что после кратковременного заключения в Бастилии сослан в Вертёй. Участвовал в Тридцатилетней войне 1618-48, получил тяжёлые ранения (1646). Выступал против политики Дж. Мазарини во время Фронды, затем попал в опалу и вновь был сослан в Вертёй; позднее переехал в Париж и смог получить пенсию от Людовика XIV (1659). Бурные политические события во Франции в 1624-1652, свидетелем и активным участником которых был Ларошфуко, стали предметом изображения в написанных им в стиле хроники «Мемуарах» («Мémoires», 1662, полное издание 1816, русский перевод 1971), в которых для достижения эффекта беспристрастности и объективности Ларошфуко часто избегает высказываний от первого лица. В 1660-70-е годы Ларошфуко посещал салоны М. де Скюдери, М. М. де Лафайет и др., где прослыл виртуозным собеседником. Опыт светских бесед, а также собранные в течение жизни обширные наблюдения над поведением людей в различных ситуациях, осмысленные в духе либертинажа и философии Т. Гоббса («человек человеку волк»), воплотились в главном труде Ларошфуко «Размышления, или Моральные изречения и максимы» («Réflexions, ou sentences et maximes morales», 1665; сокращенный русский перевод 1798, полный русский перевод 1959). Развивая традиции французской эссеистики (М. Монтень, Б. Паскаль) и опираясь на богатые традиции жанра сентенции, Ларошфуко в русле эстетики классицизма стремится обобщить и типизировать многообразие форм человеческого поведения, возводя их к одной универсальной черте - эгоизму. Суждения Ларошфуко о человеке, «добродетели которого суть искусно переряженные пороки», пессимистичны, однако лишены дидактизма. На материале различных сфер жизни (политика, дружба, любовь, вера и др.) и при помощи виртуозного психологического анализа Ларошфуко обнажает основы французской аристократической культуры (и шире - всей цивилизации), усматривая их в узаконенной неискренности, тотальной игре, постоянном несоответствии лица и маски. Творчество Ларошфуко имеет не только литературно-художественное значение, но и является ценным источником сведений о быте французского общества середины 17 века. Лаконичный афористический стиль, неожиданные остроты, скупая форма, скрывающая в себе глубокое философское содержание, универсализм психологических обобщений обеспечили ему огромную популярность как среди современников, так и среди читателей последующих эпох.

Реклама

Соч.: Мемуары. Максимы. Л., 1971; Максимы / Пер. М. Неклюдовой. М., 2004; Réflexions ou sentences et maximes morales et réf-lexions diverses. Р., 2005.

Лит.: Разумовская М. В. Ларошфуко, автор «Максим». Л., 1971; Van Delft L. Le moraliste classique: essai de définition et de typologie. Gen.; Р., 1982; Lafond J. La Rochefoucauld: l’homme et son image. Р., 1998; Mazère А. La Rochefoucauld: le duc rebelle. Р., 2007; Mi nois G. La Rochefoucauld. Р., 2007.

А. В. Голубков.