Ларсон Карл

ЛАРСОН, Ларссон (Larsson) Карл (Карл Олоф) (28.5.1853, Стокгольм - 22.1.1919, Сундборн, близ Фалуна), шведский живописец, график. Учился в Академии Художеств в Стокгольме (1866-76). Одновременно работал ретушёром, в 1871-78 - рисовальщиком в юмористических журналах («Kaspar» и др.), исполнял книжные иллюстрации. В 1880-1885 годах жил во Франции, сначала в Париже, с 1882 вместе с группой скандинавских художников - в местечке Гре-сюр-Луэн, близ Парижа, где работал на пленэре; испытал влияние Ж. Бастьена-Лепажа. Позднее, живя в Швеции, продолжал посещать Париж. Отказавшись от членства в Королевской Академии Художеств в Стокгольме (1884), Ларсон стал одним из организаторов Художественного союза Швеции (1886). Руководил рисовальной школой при Художественном музее Гётеборга (1886-92). В 1888 получил в наследство коттедж в Сундборне, где жил сначала только летом, а с 1901 - постоянно. Убранство дома и частично его перестройка осуществлены самим Ларсоном или по его эскизам. В характере декора ощущается следование народным традициям, а также влияние английского художественного движения «Искусства и ремёсла», У. Морриса и Ч. Р. Макинтоша. Дом Л. превращён в музей в 1942 году.

Реклама

ЛарсонПейзажная живопись Ларсона отличается светлым колоритом, тонкой нюансировкой цвета, непринуждённостью композиции («Художник. Зимний пейзаж», 1886, Национальный музей, Стокгольм). Наибольший успех принесли Ларсону акварельные работы, в которых он изображал свой дом в Сундборне, его природное окружение и интерьеры, напоённые светом и воздухом, сцены обыденной жизни обитающей в нём большой семьи. Колорит построен на локальном цвете, обогащённом оттенками; лёгкие линии обозначают фигуры и предметы, создавая непритязательный поэтический мир. Акварели Ларсона составляли серии, которые были изданы затем в виде книг («Моя семья», 1895; «Дом», 1899; «Ларсоны», 1902; «Моя маленькая ферма», 1906; «Дом на солнце», 1910, и др.).

Монументальная живопись Ларсона (аллегорический триптих «Ренессанс», «Рококо», «Современное искусство», 1888-89, Художественный музей, Гётеборг; фрески в здании Национального музея в Стокгольме, 1891-96; панно для зданий оперного и драматического театров в Стокгольме и др.) свидетельствует о различных влияниях - от итальянского кватроченто до модерна. Исполнял также портреты (в том числе Автопортрет, 1906, галерея Уффици, Флоренция). Жена Ларсона - живописец Карин Бегрё (1859-1928).

Лит.: Nordensvan G. С. Larsson. Stockh., 1920-1921. Vol. 1-2; Larkin D. The paintings of С. Larsson. L., 1976; Alfons Н., Alfons S. С. Larsson: skildrad av honom själv. Stockh., 1977; С. Larsson: Grafiska verk. Uppsala, 1983; Cavalli-Bjôrkmann G. С. Larsson: porträttmålaren. Stockh., 1987; С. Larsson (Kat.). Stockh., 1992; The world of С. Larsson / Ed. Н.-С. Koster. 3rd ed. Iowa City, 2003; Gunnarsson Т. С. Larsson. Stockh., 2007.

Л. С. Алёшина.