Ларжильер

Ларжильер ЛАРЖИЛЬЕР (Largillierre, Largillière) Никола де (крещён 10.10.1656, Париж - 20.3.1746, там же), французский живописец. Учился в Антверпене у А. Губо (с 1668); в 1675-79 годах жил в Лондоне, где был учеником и помощником П. Лели. В ранний период творчества исполнял преимущественно натюрморты в стиле голландской живописи 17 века. В 1679 вернулся в Париж, где пользовался покровительством Ш. Лебрена. Избран членом Королевской академии живописи и скульптуры (1686) за парадный портрет Лебрена (Лувр, Париж); канцлер (с 1733), директор (в 1734-35 и 1738-42) и ректор (в 1735-38) академии. Автор многочисленных виртуозных по исполнению портретов (всего около 1500) представителей парижского высшего общества («Камергер де Монтаргю», КГ, Дрезден), духовенства, финансистов, писателей и художников; особенно известен как автор женских портретов, наделённых изяществом и очарованием («Красавица из Страсбура», 1703, Музей изящных искусств, Страсбур). В творчестве Ларжильера ощутимо влияние П. П. Рубенса и А. ван Дейка; он перенёс во Францию традицию голландских групповых (корпоративных) портретов («Заседание в Парижской ратуше по поводу обсуждения места установки статуи Людовика XIV», 1689, картина погибла при пожаре в 1793; эскизы - Эрмитаж, Санкт-Петербург; Лувр).

Интимные портреты Ларжильера отмечены точностью индивидуальных характеристик («Наставник и ученик», 1685, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Семейный портрет», около 1718-20, Лувр, Париж; портреты Вольтера, 1718, Музей Карнавале, Париж, и около 1724-25, Версальский дворец). Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит живописи Ларжильера предвосхищали искусство рококо и оказали значительное воздействие на развитие европейского портрета 18 века. Исполнял также картины на исторические и религиозные темы.

Лит.: Exposition N. de Largillierre. Р., 1928; Lastic G. de. Largillierre et ses modèles. Problèmes d’iconographie // L’Oeil. 1982. Juin; Largillierre and the eighteenth-century portrait. [Cat.]. Montréal, 1982.