Лавровский Лео­нид Михайлович

Лавровский (наст. фам. Иванов) Лео­нид МихайловичЛАВРОВСКИЙ (настоящая фамилия Иванов) Леонид Михайлович [5(18).6.1905, Санкт-Петербург - 27.11.1967, Париж; похоронен в Москве], российский артист балета, хореограф, народный артист СССР (1965). Отец М. Л. Лавровского. По окончании Петроградского балетного техникума в 1922-35 артист Ленинградского театра оперы и балета, где исполнял сольные и ведущие партии, участвовал в единственном показе танц-симфонии Ф. В. Лопухова «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена. В середине 1920-х годов в труппе «Молодой балет», где дебютировал как хореограф, начав с постановки концертных номеров. Сотрудничал с ЛХУ («Времена года» на музыку П. И. Чайковского, 1928). В первых же постановках, преимущественно на симфоническую музыку (Чайковского, Р. Шумана, Н. А. Римского-Корсакова и др.), стремился выявить её программный, сюжетный характер. Успех «Фадетты» на музыку Л. Делиба (1934, ленинградский Малый оперный театр) и «Катерины» на музыку А. Г. Рубинштейна и А. Адана в обработке Е. А. Дубровского (1935, ЛХУ) - разноплановых многоактных сюжетных балетов, в которых действие развивалось в формах модернизированной классики, выдвинул Лавровского в число ведущих мастеров отечественной хореографии. В 1935-38 художественный руководитель балетной труппы ленинградского Малого оперного театра («Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, 1938), в 1938-44 - балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где поставил спектакль «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1940), ставший вершиной творчества Лавровского и эмблемой так называемой советский хореодрамы. Спектакль Лавровского определил основные особенности этого жанра: обращение к значительным литературным или историческим сюжетам, их тщательную режиссёрскую разработку (Лавровский одним из первых привлёк в балетный театр профессиональных режиссёров, его соавтором в постановке «Ромео и Джульетты» был С. Э. Радлов), ярко очерченные характеры как главных, так и второстепенных персонажей, роскошную живописность оформления (сотрудничал с такими художниками, как П. В. Вильямс, В. М. Ходасевич, В. Ф. Рындин). В то же время Лавровский обладал самобытным хореографическим даром, воплотившимся главным образом в создании выразительного пластического языка героев. Принёсшая Лавровскому мировую известность, постановка «Ромео и Джульетта» признана эталоном балетного спектакля крупной формы. В 1944-64 главный балетмейстер ГАБТа. Среди постановок: «Ромео и Джульетта» (1946; Государственная премия СССР, 1947; экранизирована в 1954), «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949; Государственная премия СССР, 1950), хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст» (1949; экранизирована в 1971), «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (1954), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960; экранизирована в 1974). Знаток классического репертуара, Лавровский создал редакции балетов «Жизель» Адана (1944; экранизирована на ТВ в 1975), «Раймонда» А. К. Глазунова (1945; экранизирована в 1973), пересмотрев их с точки зрения режиссуры своего времени, а также «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1946); как руководитель Большого театра способствовал модернизации традиции исполнения балетов М. И. Петипа. В 1959 году организовал первый в СССР «Балет на льду», для которого создал несколько программ. В 1960-67 художественный руководитель МХУ, где, стремясь соответствовать тенденциям времени, в стиле симфонического танца поставил «Классическую симфонию» на музыку Прокофьева (1967). В 1948-67 вёл курс «Искусство балетмейстера» на балетмейстерском факультете ГИТИСа, профессор (с 1952). Государственная премия СССР (1946). Награждён 2 орденами Ленина.

Реклама

Лит.: Слонимский Ю. Советский балет. М.; Л., 1950; Советский балетный театр, 1917-1967. М., 1976; Луцкая Е. Л. М. Лавровский // Мастера Большого театра. М., 1976; Михайлов М. М. Молодые годы ленинградского балета. Л., 1978; Л. М. Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания. М., 1983; Лавровский М. Л. От первого лица. М., 2006.

А. Г. Галайда.