Лай Вильгельм Август

ЛАЙ (Lay) Вильгельм Август (30.7.1862, Бётцинген в Брайсгау, ныне в ФРГ - 9.5.1926, Карлсруэ), немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики. Образование получил в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 года преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ. Доктор философии (1903). Последователь Э. Мёймана, Лай исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации «действия», в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совместно со сверстниками в рамках так называемой школьной общины составляет, по Лаю, смысл воспитания, способствуя социализации учащихся (смотри «Педагогика действия»), Лай считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала 20 века. «Школа действия» как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу, главные принципы которой (трудовое обучение детей через иллюстрирование получаемых знаний) использовались в 1920-х годах в школах многих стран, в том числе и в России.

Соч.: Экспериментальная дидактика. 2-е изд. СПб., 1910; Школа действия. 2-е изд. П., 1920; Die Lebensgemeinschaftsschule. Osterwieck, 1927; Экспериментальная педагогика. М.; Л., 1927.

Лит.: Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. В. История педагогики. М., 1982.

П. А. Лебедев.