Восточные тиморцы

ВОСТОЧНЫЕ ТИМОРЦЫ (самоназвание - ema timor), народ, основное население Восточного Тимора. Численность 924,6 тысяч человек (2004, перепись).

Восточные тиморцыЭтнически подразделяются на племенные образования. Большинство их составляют австронезийские по языку тиморские народы, из них крупнейшие - мамбаи (165 тысяч человек), кемак (64 тысячи человек), даван (58 тысяч человек в полуанклаве Окуси), тетум-терик (45 тысяч человек), токодеде (39 тысяч человек), тетум-белу (30 тысяч человек), галолин (15 тысяч человек). К папуасским по языку тиморо-алорским народам относятся макасаи (110 тысяч человек), бунак (62 тысячи человек), фаталуку (38 тысяч человек) и макалеро (7 тысяч человек). Наиболее значительную группу внутри восточных тиморцев образуют собственно восточные тиморцы, потерявшие племенную идентификацию (191 тысяча человек). Они живут в основном в городах, говорят на креольском языке тетум (тетум-праса). В период индонезийской оккупации (1975-99) проводилась политика интеграции восточных тиморцев в состав индонезийской нации, широко распространилось знание индонезийского языка (в то время - государственного языка), португальский язык был запрещён, тетум-праса сохранялся как язык общения на всей территории, за исключением крайней восточной оконечности острова и полуанклава Окуси. После обретения независимости в 2002 году государственными языками Восточного Тимора стали тетум-праса и португальский язык. На португальском языке говорит преимущественно новая социальная элита, вернувшаяся из эмиграции после референдума о независимости 1999 года. По-прежнему широко распространён индонезийский язык. Важнейшим фактором национальной консолидации, наряду с тетум-праса, стал католицизм, отличающий восточных тиморцев от этнически близкого им населения западной индонезийской части острова (преимущественно протестантов); число католиков увеличилось в период индонезийской оккупации и независимости. Протестантизм реформатского толка исповедуют жители острова Камбинг. Часть восточных тиморцев придерживается племенных верований. После обретения независимости усилились интеграционные процессы, и прежняя племенная идентичность подавляется национальной. Складывается  восточно-тиморская литература на тетум-праса и португальском, своеобразные стили в декоративном искусстве и архитектуре, перерабатывающие племенные традиции. Символом Восточного Тимора стал священный племенной дом фаталуку - ума лулик.

Реклама

Женщина из Восточного Тимора.В 1976-99 годах практиковалась так называемая трансмиграция - переселение в Восточный Тимор преимущественно мусульманского населения с перенаселённых островов Западной Индонезии (Явы и Мадуры, Бали, Южный Сулавеси и др.). После провозглашения независимости большинство мусульман вернулось в Индонезию, ныне индонезийцы насчитывают несколько тысяч человек; есть также небольшое количество малайзийцев из Саравака. В Дили существует мусульманская община арабского происхождения (потомки переселенцев середины - конца 19 века из Хадрамаута) численностью около 1 тысячи человек. Китайцы, преимущественно хакка из южного Китая, насчитывают 11 тысяч человек, исповедуют в основном католицизм.

М. А. Членов.