Вагон

ВАГОН (французский - wagon, от английского waggon - повозка, фургон), транспортное средство, снабжённое колёсами и способное передвигаться по рельсовому пути; предназначено главным образом для перевозки пассажиров и грузов. Вагон является единицей подвижного состава магистральных железных дорог, промышленного транспорта, а также трамваев и поездов метрополитена. Выпускаются также специализированные вагоны для высокоскоростных железных дорог. Прототип вагона - небольшая повозка с кузовом-ящиком на колёсах, применявшаяся на средневековых рудниках, которую перемещали вручную, позднее - конной тягой. Впервые вагоны для грузов появились на конно-чугунной дороге в Англии (1786). В России вагоны были построены П. К. Фроловым на Алтае в 1810 году для первой конно-чугунной дороги на Змеиногорском руднике. Дальнейшее развитие вагоностроения связано с прокладкой железных дорог и созданием локомотивной тяги. Первые пассажирские вагоны в России появились на Царскосельской железной дороге (1837); строительство грузовых (товарных) и пассажирских вагонов различных типов было начато для первой магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой в 1846 году на Александровском заводе в Санкт-Петербурге.

Реклама

В современном вагонном парке железных дорог насчитывается более 200 типов различных конструкций вагонов, что обусловлено разнообразными требованиями: обеспечение комфорта для пассажиров, сохранность хрупких и ценных грузов, безопасность при перевозке легковоспламеняющихся, горячих, химически активных и других грузов. Строятся вагоны для широкой и узкой железнодорожной колеи. По назначению различают вагоны пассажирские и грузовые, несамоходные с локомотивной тягой и самоходные, перемещающиеся как самостоятельные единицы (автомотриса, дрезина, трансферкар и др.) или включаемые в электропоезда, дизель-поезда.

ВагонПассажирские вагоны. Вагоны для пассажиров разделяются на некупейные (с сидячими и спальными местами), купейные с жёсткими и мягкими спальными местами; вагоны специального назначения - багажные и почтово-багажные, вагоны-рестораны (бары, салоны, клубы и т.п.), служебные; вагоны специализированные, предназначенные для размещения лабораторий, санитарного оборудования, прачечных и др. Основные технико-экономические параметры для отечественных вагонов в зависимости от модели: число мест 14-54 (для двухэтажных до 175); масса тары (без экипировки) 46,4-50,3 тонн; длина по раме на базе унифицированного кузова (габарит 1-ВМ) 23,6 м (по осям сцепления 24,53 м), для вновь строящихся - 25 м (для некоторых моделей до 26 м). К вагонам предъявляются высокие требования по обеспечению комфортных условий для пассажиров, которые создаются благодаря использованию средств технической эстетики, установке совершенных систем кондиционирования, отопления, водоснабжения, освещения, бытовому обслуживанию в пути и др. К важным показателям качества вагонов относятся допустимый уровень шума (при движении - 80 дБ на расстоянии 50 м от пути), плавность хода. В России пассажирские вагоны строятся на Тверском вагоностроительном заводе, вагоны для электропоездов - на Демиховском машиностроительном заводе (Московская область) и вагоностроительном заводе в городе Торжок.

ВагонГрузовые вагоны. В зависимости от вида перевозимых грузов вагоны подразделяются на универсальные - для грузов широкой номенклатуры и специализированные - для перевозки грузов со сходными физико-химическими свойствами. Выпускаются универсальные вагоны следующих типов: крытые для грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий; полувагоны для сыпучих материалов, руды, угля, леса, металлоизделий, не требующих защиты, грузоподъёмностью до 130 тонн; платформы для длинномерных грузов, колёсно-гусеничной техники и др.; цистерны для жидких, газообразных, порошковых продуктов и др.; изотермические вагоны и рефрижераторные секции для скоропортящихся грузов; транспортёры для тяжёлых и длинномерных конструкций, станин, блюмингов и др. К специализированным относятся: крытые вагоны для автомобилей, муки, холоднокатаной стали; крытые хопперы для зерна, цемента, минеральных удобрений и др.; открытые хопперы для окатышей и агломерата; платформы для крупнотоннажных контейнеров, автомобилей, проката, рельсов длиной 25 м, труб диаметром от 500 до 1420 мм и др.; цистерны для нефти, высоковязких продуктов, спирта, сжиженных газов, пищевых продуктов. К грузовым вагонам относятся также специальные вагоны промышленного транспорта - думпкары, хопперы, шлаковозы, чугуновозы и коксочугуновозы миксерного типа грузоподъёмностью от 60 до 600 тонн; коксотушильные (13-25 тонн), самоходные трансферкары (65 тонн), вагоны-весы (до 40 тонн); самосвалы, в том числе для горячих металлургических грузов с температурой до 1000°С, и др. Для узкоколейных железных дорог выпускаются вагоны для колеи 750 и 1067 мм, в основном универсальные (крытые платформы, цистерны) и специализированные (сцепы для вывозки леса в хлыстах, самосвалы, хопперы для торфа и др.).

Основные технико-экономические показатели грузовых вагонов определяются требованиями, предъявляемыми к условиям перевозки грузов, их сохранности, обеспечением механизированных загрузки и выгрузки, очистки кузова и др. К общим показателям относятся: грузоподъёмность; полезный объём (площадь пола для платформ); средние статические и динамические нагрузки; погонная и осевая нагрузки; линейные размеры. В России грузовые вагоны выпускаются на Алтайском вагоностроительном, Великолукском локомотиворемонтном, Уральском вагоностроительном и других заводах.

Конструкция железнодорожных вагонов. При всём многообразии типов вагоны имеют общие основные узлы. Кузов, предназначенный для размещения пассажиров и грузов, опирается на вагонные тележки, связанные с ним через подпятники и пятники. Ходовые части (колёсные пары, буксовые узлы, рессорное подвешивание, тележки) обеспечивают безопасное движение вагонов по рельсовому пути, требуемую плавность хода. Рессорное подвешивание предназначено для гашения возникающих при движении колебаний, обеспечения безопасности и комфортности пассажиров, сохранности грузов. Каждый вагон имеет ударно-тяговые приборы - автосцепку, служащую для сцепления вагона с локомотивом и вагонов между собой, восприятия, передачи и смягчения действия тяговых и сжимающих усилий, возникающих при движении поезда. Все пассажирские вагоны оборудуются электропневматической тормозной системой, управляемой, как правило, с одного пульта; грузовые вагоны имеют пневмотормоза; поезда, как правило, снабжены кранами экстренного торможения (стоп-краны).

Вагон

Развитие вагоностроения. Основным направлением совершенствования вагонного парка является создание вагонов нового поколения, отличающихся лучшими потребительскими качествами, эксплуатационными возможностями, обеспечивающих высокую безопасность и отвечающих экологическим требованиям. В России разработаны программы до 2010 года, в соответствии с которыми предусматривается создание моделей пассажирских вагонов для скоростей движения до 200 км/ч. Предусматривается применение новых конструкционных материалов, систем кондиционирования, безлюлечных тележек, обеспечивающих плавный ход. Намечено расширение производства международных вагонов с возможностью быстрого перехода с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и обратно; создание вагонов для промышленного транспорта с осевыми нагрузками 27-30 тонн, оснащённых оборудованием для механизированных загрузки и выгрузки. Грузовые и пассажирские вагоны предполагается собирать из унифицированных блоков, стандартных узлов и модулей, что позволит строить вагоны многоцелевого назначения на базе одной основной конструкции.

Смотри также Трамвай, Метрополитен.

Лит.: Шадур Л. А. Развитие отечественного вагонного парка. М., 1988; Конструирование и расчет вагонов / Под редакцией В. В. Лукина. М., 2000; Лукин В. В., Анисимов П. С., Федосеев Ю. П. Вагоны. М., 2004.

А. П. Анисимов.