Ваххабиты

ВАХХАБИТЫ, разнородные религиозно-политические движения суннитов, выступающие под общим лозунгом очищения ислама от недозволенных новшеств (бида). Впервые появились в 18 веке в Аравии, затем в 1820-е годы - в Индии, в конце 20 - начале 21 века - в Средней Азии, Поволжье и на Кавказе. Понятие «ваххабиты» введено их противниками и имеет уничижительный оттенок. Самоназвания ваххабитов различны: салафиты (от арабского «почитающие праведных предков»), «единобожники» (муваххидун), «братья», «община истинных мусульман». Эпонимом всех течений ваххабитов считается Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, проповедовавший строгое единобожие (таухид) и возврат к первоначальному исламу, отрицание культа святых и суфизма. В догматике и праве ваххабиты доводят до крайности взгляды ханбалитов и Ибн Таймийи. Важное место в их учении отводится джихаду. Общественно-политические идеалы ваххабитов подразумевают единство и братство всех мусульман, осуждение роскоши и стяжательства.

Ранние ваххабиты отличались религиозной нетерпимостью. В борьбе с «идолопоклонством» они разрушили многие святые места и могилы мусульман Хиджаза. В вооруженной борьбе со своими противниками ваххабиты объединили Аравию, сыграв важную роль в становлении государства Саудидов до начала 1930-х годов, когда было создано королевство Саудовская Аравия, официальной идеологией которого до конца 20 века считалось учение ваххабитов.

Реклама

Появление ваххабитов в Индии связано с деятельностью Сайида Ахмада Барелви, не связанного с последователями Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Аравии, но развивавшего близкие к его учению идеи: возврат к чистоте первоначального ислама, превращение Индии в область ислама (дар аль-ислам), вооруженную борьбу (джихад) с неверными, создание исламского государства, социальное равенство мусульман. Создав опорную базу в горах на границе Британской Индии и Афганистана, ваххабиты периодически вторгались оттуда в британские владения, получая подкрепление и деньги от подпольной организации «Джамиат-и муджахидин», имевшей широкую сеть ячеек в Бихаре и Бенгалии. Отдельные отряды ваххабитов участвовали в Сипайском восстании (смотри Индийское народное восстание 1857-59 годов). В 1860-70-е годы подпольная организация ваххабитов была разгромлена, после чего партизанская война ослабела. Однако идейные последователи Барелви сохранились в Индии, Пакистане и Афганистане.

В СССР ваххабиты появились под влиянием Исламской революции в Иране 1979 года и войны в Афганистане (1979-89). В странах СНГ их поддерживали международные исламские организации. Современные ваххабиты распадаются на множество группировок, от умеренных до экстремистских. Участие групп ваххабитов в преступных боевых действиях в Чечне и за её пределами способствовало радикализации движения. К ваххабитам примкнули Шамиль Басаев, аль-Хаттаб и другие экстремистские полевые командиры. В Средней Азии и Казахстане к ваххабитам относят последователей Хизб-ат-Тахрир.

У современных ваххабитов нет общей богословско-правовой доктрины. Не связанные со своими предшественниками в Индии и Аравии, они разделяют взгляды ранних ваххабитов. Источниками вероучения ваххабитов признают Коран и Сунну, отказываясь следовать традиционным религиозно-правовым школам (мазхаб) суннитского ислама. Особую роль в учении ваххабитов играет «малый джихад», борьба за веру с оружием в руках, которую необходимо вести не только против неверующих и неверных (мушрикун), но и против поддерживающих их мусульман.

Организация ваххабитского движения проста. Во главе общины (джамаат) стоит избранный амир, руководящий её религиозной, общественной, а при необходимости и военной жизнью. По возможности у общины имеется мечеть или молельный дом, школа (медресе) и шариатский суд. Джамааты не связаны друг с другом. Легальных политических объединений ваххабитов нет. Их политические партии, от созданной в 1990 году в Астрахани Исламской партии возрождения до Исламского джамаата Дагестана, распались. В России движение ваххабитов запрещено с 1999 года. Вне закона ваххабиты объявлены и в большинстве стран СНГ.

Лит.: Ашраф К.М. Представители мусульманского Возрождения и события 1857 г. // Народное восстание в Индии. 1857-1859 годы М., 1957; Abduvahitov А. Islamic revivalism in Uzbekistan // Russia’s Muslim frontier / Ed. by D. F. Eickelman. Bloomington, 1993; Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конце XX век). 2-е изд. М., 1999; Maкаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000; Ярлыкапов А. А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. М., 2000; Алаев Л., Тихонов Ю. Ваххабиты в Британской Индии // Азия и Африка сегодня. 2001. №3; Бабаджанов Б. Религиозно-оппозиционные группы в Узбекистане // Россия и мусульманский мир. 2001. №6; Babadzhanov В. Islam in Uzbekistan: from the struggle for «Religious Purity» to political activism // Central Asia: а gathering storm? / Ed. by В. Rumer. N.Y.; L., 2002.

Л. Б. Алаев, Д. Р. Жантиев, А. А. Ярлыкапов.