Валлабха

ВАЛЛАБХА (1479-1531), индийский философ, создатель течения вишуддха-адвайта («чистая недвойственность») в рамках вишнуитского направления веданты. Основные труды: комментарии к «Брахмасутрам», «Субодхини» (комментарии к «Бхагавата-пуране») и трактат «Таттва-дипика» (с собственным комментарием «Пракаша»). Из 10 видов познания, признаваемых Валлабхой, - 5 вечных и 5 временных. Вечные - это божественная природа, достижимая душой в освобождении, проявлении божественных качеств в мире, Бога - в Ведах, Бога - в вербальном знании самого Кришны и Бога - в истинных вербальных суждениях отдельной души. Временные - одно непосредственное (чувственное восприятие) и четыре «опосредованных» (интеллектуальных видов познания).

Хотя Брахман, по Валлабхе, имеет множество качеств и форм проявления, он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения. Поэтому он чист, «лишён формы» (нишпрапанча); вместе с тем из милосердия к живущим он проявляет себя как Кришна. Единственный способ освобождения от сансары - это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек не властен над ней, поскольку семя этой любви уже заложено в нём Кришной, предопределена даже степень её проявления. Поэтому всепоглощающая страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и может лишь внезапно раскрыться в нём как высший «дар» (прасада) самого Бога.

Я. В. Исаева.