Вальс

Вальс ВАЛЬС (французский - valse, от немецкого Walzer, от walzen - кружиться в танце), парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; музыкальный  жанр. Темп умеренно быстрый, музыкальный  размер обычно 34. Гармония в пределах такта, как правило, не меняется, отсюда характерный аккомпанемент: басовый звук на сильной доле и 2 одинаковых аккорда на слабых долях. Такты легко группируются по 2, иногда по 4. Родина вальса - Южная Германия и Австрия, где в 1770-е годы словом «вальс» стали называть крестьянский танец (смотри Лендлер).

В начале 19 века вальс приобрёл популярность в разных странах и во всех слоях общества. Постепенно танцевальные движения и музыка вальса стали более плавными, темп - более быстрым. Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, нашёл претворение в музыке Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Превращению вальса в крупное концертное произведение способствовали И. Н. Гуммель, К. М. Вебер (фортепианное рондо «Приглашение к танцу»). Ф. Шуберт создавал целые серии лирических вальсов-миниатюр, импровизируя на фортепиано во время вечеринок. Традиции Шуберта развивали Р. Шуман (поэтизация жанра в фортепиано циклах «Бабочки» и «Карнавал»), И. Брамс (16 фортепианных вальсов ор. 39, «Вальсы - песни любви» и «Новые вальсы - песни любви» для вокального квартета и 2 фортепиано, а также для фортепиано в 4 руки). Проникнув в симфонию, вальс стал лирическим эквивалентом скерцо (Фантастическая симфония Г. Берлиоза, 5-я симфония П. И. Чайковского). К поэмным жанрам романтичной музыки приближаются вальс-фантазия М. И. Глинки, фортепианные вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа. Признаки вальса (лиризм, изящество в сочетании с типичной танцевальной формулой) обнаруживаются во многих произведениях композиторов 19 века (часто без жанрового обозначения «вальс»). Выдающиеся образцы жанра в 20 веке - «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» и хореографическая поэма «Вальс» М. Равеля. В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского), вальс используется и как основа сольных вокальных номеров (вальсы Джульетты в «Ромео и Джульетте» Гуно, Мюзетты в «Богеме» Дж. Пуччини). Широко применяется в балете (Л. Делиб, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев), оперетте, театральной музыке, в 20 веке - также в мюзикле.

Реклама

Как бальный танец вальс особенно широко культивировался в Вене (Й. Ланнер, И. Штраус-отец). Канонизированная форма венского вальса - цикл из 5 вальсов с интродукцией и кодой. В музыке «короля вальсов» - И. Штрауса (сына) эта форма обогатилась со стороны ритмики, гармонии, инструментовки («На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» и др.). Были также распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из 3 частей в разных темпах, в размерах 34, 38, 68 (в частности, у Э. Вальдтейфеля).

Поздний вид вальса - медленный вальс-бостон, пришедший в Европу в 1920-е годы из США.

Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX в. Л.; М., 1948; Nick Е. Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. Hamb., [1954]: Hess R. La valse. 2 éd. Р., 1989.