Вальтер фон дер Фогельвейде

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ (Walther von der Vogelweide) [около 1170, южный Тироль (?) - около 1230, близ Вюрцбурга (?)], немецко-австрийский поэт-миннезингер. Происходил из рыцарей-министериалов. Начало его творческого пути связано с Венским двором, где он учился у Рейнмара фон Хагенау, признанного мастера классического миннезанга. В 1198 году, после смерти Фридриха I, Вальтер фон дер Фогельвейде покинул Австрию, жил при многих феодальных дворах: германского короля Филиппа Швабского, ландграфа Германа I Тюрингского (при дворе которого встречался с Вольфрамом фон Эшенбахом, процитировавшим Вальтера фон дер Фогельвейде в своём романе «Парцифаль», книга VI) и др. Около 1230 года император Фридрих II пожаловал Вальтеру фон дер Фогельвейде земельное владение, вероятно, близ Вюрцбурга. Согласно источнику 14 века, был похоронен в притворе Вюрцбургского собора.

Поэзия Вальтера фон дер Фогельвейде (сохранилось свыше 500 строф в более чем 20 манускриптах 13-16 века) представлена преимущественно различными разновидностями песни (в том числе характерные для куртуазной поэзии «женские» песни, повествующие о любви от лица дамы; «майские» песни - о весне и обновлении мира; песни-«обмены» в виде беседы между дамой и влюблённым рыцарем) и шпрухами. Лирическая поэзия Вальтера фон дер Фогельвейде, в отличие от меланхолической лирики Рейнмара фон Хагенау с её культом любовной скорби, отмечена преобладанием светлых тонов: любовь у него всегда несёт в себе радость. Сохраняя куртуазную основу рыцарской лирики (воспевание благородства и «служения» Даме) и выступая против нового явления замковой лирики - так называемого «деревенского миннезанга», допускавшего грубость и натурализм, Вальтер фон дер Фогельвейде обогатил немецкую любовную поэзию выражением живого и непосредственного чувства. В его позднем творчестве тема любви связана с размышлениями о смысле жизни и о падении нравов в обществе; любовная песня часто приобретала сходство с назидательным шпрухом. В шпрухах поэт с огорчением констатировал упадок рыцарских моральных ценностей - чести, верности, справедливости; одним из первых заговорил о власти денег как о проявлении мирового зла. В его религиозных и антипапских шпрухах отразился конфликт между германским императором и Римом.

Реклама

Несмотря на то, что поэзия Вальтера фон дер Фогельвейде предназначалась для распевания, известно очень мало рукописных текстов, снабжённых знаками нотации. Единственный ранний источник с читаемыми невмами, так называемый Мюнстерский фрагмент, содержит 3 песни: «Песня о Палестине», «Тон короля Фридриха», «Второй тон Филиппа».

На русском языке два стихотворения Вальтера фон дер Фогельвейде появились впервые в переводе Д. Д. Минаева (1877).

Соч.: Die gesamte Uberlieferung der Texte und Melodien. Göppingen, 1977; Стихотворения. М., 1985; Leich, Lieder, Sangsprüche / Hrsg. von С. Cormeau. В., 1996.

Лит.: Haibach К. Н. Walter von der Vogelweide. 4. Aufl. Stuttg., 1965; Grafetstätter А. Der Leich W. von der Vogelweide. Мünster, 2004.

Д. Л. Чавчанидзе.