Валторна

ВАЛТОРНА (от немецкого Waldhorn; буквально - лесной рог), духовой амбушюрный инструмент. Представляет собой длинную (около 375 см), тонкую металлическую трубку с мундштуком и широким раструбом, свёрнутую в кольцо в несколько рядов. Входит в оркестровую группу медных духовых (принятое обозначение валторны - corno, итальянский «рог»).

Валторна Предшественник валторны - сигнальный рог. В музыкальной  практике валторна появилась не ранее 17 века. Первоначально валторны были исключительно натуральными (производили обертоны натурального звукоряда) и использовались в разных строях в наборе. Чтобы упростить игру и при смене тональностей не менять инструменты, в 1-й половине 18 века начали использовать дополнительные трубки - кроны, которые вставлялись между основной трубкой и мундштуком и понижали строй на необходимый интервал. Такие валторны, звук которых отличался блеском и яркостью, применяли композиторы барокко, например И. С. Бах («Бранденбургский» концерт № 1); искусство валторнистов в это время достигло высот виртуозности. Около 1750 года, благодаря нововведениям немецкого валторниста А. Хампеля (он предложил вставлять кроны в среднюю часть основной трубки и играть, опустив раструб), валторна приобрела благородный тембр и внешний облик, близкий современному; такие валторны ценили композиторы венской классической школы и композиторы-романтики К. М. фон Вебер, Ф. Мендельсон, М. И. Глинка, Г. Берлиоз и др.

Реклама

Этапом в истории валторны явилось изобретение в начале 19 века, так называемого вентильного механизма (смотри в статье Вентиль). Среди новых конструкций валторн самой перспективной оказалась модель с 3-вентильным механизмом, включающим понижающие звук кроны, благодаря чему стало возможным расширить звукоряд до хроматического. Одним из первых хроматическую (вентильную) валторну использовал Р. Вагнер, который нередко соединял хроматические и натуральные валторны в одной партитуре. К 1870-м годам хроматическая валторна вытеснила натуральную.

Валторна - инструмент транспонирующий; до конца 19 века использовались разные строи, с конца 19 века наиболее употребительна валторна в строе «фа» (in F), звучащая на квинту ниже записи в скрипичном ключе и на кварту выше записи в басовом ключе. Современная валторна в строе «фа» имеет полный хроматический звукоряд большого диапазона - от «си» контроктавы до «ре» («фа») 2-й октавы (по звучанию). С 20 века применяются валторны с дополнительным вентилем (так называемый квартвентиль), включающим кроны, которые расширяют возможности игры в высоком регистре.

В симфоническом оркестре используются «хоры валторн», обычно состоящие из 4 («Вальс цветов» в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского) либо 8 («Пляски щеголих» в балете «Весна священная» И. Ф. Стравинского) инструментов.

Валторне часто поручаются кантиленные соло, например основная тема II части 5-й симфонии Чайковского. Образец виртуозного соло, охватывающего весь диапазон, - основная тема симфонической поэмы «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. В 20 веке развилось сольное и ансамблевое исполнительство.

Лит.: Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр. М.; Л., 1953. Т. 2; Baines А. Brass instruments: their history and development. N. Y.; L., 1993.