Вальц Карл Фёдорович

Вальц Карл ФёдоровичВАЛЬЦ Карл Фёдорович (1846, Санкт-Петербург - 1929, Москва), российский сценограф, заслуженный артист Республики (1927). Обучался у отца, главного машиниста Мариинского театра Ф. К. Вальца, затем у О. Рама в Дрездене и у К. В. Гропиуса в Берлине (1855-56). С 1857 года работал в Большом театре в Москве (в 1861-1926 годах художник-декоратор и машинист). Один из последних представителей машинистов-декораторов - «магов и волшебников сцены», Вальц был талантливым изобретателем, устроителем грандиозных сценических «пожаров» и фейерверков, бурь, полётов и превращений, прежде всего в спектаклях на «волшебные» и сказочные сюжеты. Стремился внедрить на русской сцене новейшую театральную технику; разработал и осуществил (по проекту А. П. Ленского) первую в России поворотную сцену, использованную в спектакле Малого театра «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1900). Участвовал в оформлении многих оперных, балетных и драматических спектаклей в театрах Москвы (Большом и Малом, МХТ, М. В. Лентовского, Г. Г. Солодовникова, Ф. А. Корша), Санкт-Петербурга (Мариинского), в том числе мировых премьер опер «Евгений Онегин» (1879) и «Черевички» (1887), балета «Лебединое озеро» (1877) П. И. Чайковского. Руководил монтировочной частью Русских сезонов в Париже. Автор мемуаров «Шестьдесят пять лет в театре» (1928).

В. М. Паппе.