Ван Чун

ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь) [27, уезд Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи; ныне провинция Чжэцзян) - около 100], китайский философ-энцик-лопедист. Родился в бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу). Был мелким чиновником. Умер в нищете. Биография включена в династийную историю «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней Хань», конец 5 века, глава 79). Единственное сохранившееся сочинение - «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») - построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих философских взглядов.

Значение философии Ван Чун состоит не столько в создании оригинального учения, не принадлежащего ни к одной из главных школ и традиционно относимого к разряду «цза цзя» («эклектика, энциклопедизм»), сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка - «небесного дао» в категориях спонтанной «естественности» и «недеяния») и иньян цзя (универсальный дуализм сил инь и ян в духе воззрений, представленных в «И цзине»). Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «индивидуальную природу» - син и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности» - ли и «музыки») и легизма (признание законов - фа в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абсолютного приоритета «древности» перед современностью). Главными объектами критики Ван Чуна были школа Дун Чжуншу и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологической концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал спонтанность естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врождённо «предопределённую» (мин) неизбежность, отделяя от неё понятие этического воздаяния. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией - «изначальной пневмой» (юань ци), которая представляет собой «семенную (цзин) утончённость Неба и земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью её чистоты и густоты. Для опровержения религиозных представлений о духах и достижении бессмертия Ван Чун использовал аналогию между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лёд и таянием воды, ставшую популярной в китайской философии. В человеке «пневма» (ци) воплощается как несущая в себе неизменное предопределение «индивидуальная природа». Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн-цзы, Сюнъ-цзы и Ян Сюна) на «природу» человека, считая её «доброй» (шань) у людей «выше среднего» уровня интеллектуальных и моральных качеств, «злой» у людей «ниже среднего» уровня, доброй и злой у «средних» людей, но отрицал, что «врождённое знание» является фактором, определяющим различие типов людей. Следуя концепции всеобщих трансформаций «И цзина», Ван Чун трактовал историю человеческого общества как циклическую смену господства «культуры» (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.

Реклама

Соч.: Лунь хэн цзяо ши / Сост. Хуан Хуэй. Пекин, 1990. Т. 1-4; Лунь хэн // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Лит.: Петров А. А. Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954; Zufferey N. Wang Chong (27-97?): connaissance, politique et vérité en Chine ancienne. Berne; N. Y., 1995.

А. И. Кобзев.

Фучжи юй Чжунго вэньхуа. Гуйян, 2001.   

А. И. Кобзев.