Ван Гог Винсент Виллем

Ван Гог (van Gogh) Винсент ВиллемВАН ГОГ (van Gogh) Винсент Виллем (30.3.1853, Грот-Зюндерт, провинция Северный Брабант - 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, близ Парижа), голландский живописец и рисовальщик. Родился в семье пастора; не получил систематического образования. В 1869-1876 годах служил комиссионером в гаагской фирме по продаже произведений искусства, посетил Брюссель, Лондон и Париж; в 1876 году преподавал в школе в Рамсгите (Англия). В 1877 году обучался в миссионерской школе в Лакене (близ Брюсселя), в 1878-79 годах занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа (Бельгия). В эти годы Ван Гог осознал своё призвание - стать художником униженных и обездоленных, изображая их тяжёлый труд. Недолго посещал Академию Художеств в Брюсселе (1880-81), в Гааге пользовался советами живописца А. Мауве (1882-83), здесь же получил свой первый и единственный заказ (12 рисунков видов города). Работал также в Дренте (1883), Нуэнене (1884-85), Антверпене (1885-1886), где посещал Академию Художеств и частную школу рисунка, изучал живопись Рембрандта, П. П. Рубенса и других старых мастеров, познакомился с японский гравюрой. В своих рисунках голландского периода (всего свыше 1300) и живописных работах (с 1882) Ван Гог обращался к изображению суровой природы и быта шахтёров, земледельцев, брабантских ткачей. Считая себя продолжателем традиций реализма 19 века, прежде всего работ Ф. Милле на крестьянскую тему, Ван Гог достигал, тем не менее, во многих полотнах символистского обобщения: рисунок «Скорбь» (1882, частное собрание, Гаага), картины «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам, и Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), также натюрморты, написанные в сумрачной живописной гамме и наделённые религиозно-философским подтекстом («Натюрморт с открытой Библией и погасшей свечой», 1885, Музей Ван Гога, Амстердам).

Реклама

Ван Гог (van Gogh) Винсент ВиллемСтремительная эволюция творчества Ван Гога началась после его переезда во Францию. В 1886-88 годах он посещал студию Ф. Кормона в Париже, где познакомился с А. де Тулуз-Лотреком; изучение живописи Э. Делакруа, А. Монтичелли, мастеров импрессионизма, неоимпрессионизма и понт-авенской школы (П. Гогена и др.) усилило интерес Ван Гога к проблемам колорита, композиции, экспрессии мазка. В этот период палитра Ван Гога становится светлой, исчезают земляные краски, появляются чистые голубые, золотисто-жёлтые, розовые, красные тона; самоценную выразительность приобретает фактура картин - динамичный, стремительный, как бы струящийся мазок (виды Монмартра, интерьеры ресторанов, натюрморты, портреты - в том числе «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Множественность испытанных Ван Гогом влияний, его интерес к самым разным явлениям современного искусства неизменно претворены в уникальный индивидуальный стиль.

Окончательное своеобразие творческой манеры художника определилось в его «арльский период» (февраль 1888 – май 1889). Мучительный поиск гармонии и красоты, - одновременно подавленность и страх перед враждебными человеку силами - находили воплощение то в пронизанных солнечным светом, сияющих чистыми красками пейзажах Прованса и натюрмортах («Цветущая слива», 1887, Музей Ван Гога, Амстердам; «Подсолнухи», 1888, там же и Новая пинакотека, Мюнхен), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе в Арле», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен). Динамика цвета и мазка одухотворяет не только природу и людей («Красные виноградники в Арле», 1888, ГМИН, и др.), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888, Музей Ван Гога, Амстердам). Живописная система этих произведений построена на сочетаниях ярких цветов, выразительном ритме рисунка и смелых, свободных композиционных решениях. В конце 1888 года Ван Гога в Арле посетил П. Гоген; о драматическом разрыве между художниками повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Музей Ван Гога, Амстердам) и автопортреты Ван Гога («Автопортрет с перевязанным ухом», 1889,собрание Ли Б. Блок, Чикаго и Институт Курто, Лондон).

Ван Гог (van Gogh) Винсент ВиллемНапряжённая работа Ван Гога в последние годы жизни сопровождалась приступами депрессии, которая привела его в клинику для душевнобольных в Арле (февраль-май 1889), затем в Сен-Ремиде-Прованс (май 1889 - май 1890) и в Овер-сюр-Уаз (май-июль 1890). Творчество двух последних лет жизни отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения - от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства, сближающего его с символизмом («Прогулка заключённых» по мотивам гравюры Г. Доре, 1890, ГМИИ; «Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Вороны в пшеничном поле», 1890, Музей Ван Гога, Амстердам), до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя», 1890, ГМИИ). В большой серии его автопортретов, как и в знаменитых письмах к брату Тео Ван Гогу (1857-1891) и немногим друзьям (изданы в 4 томах, 1952-54), отразились болезненно-мучительные поиски духовных, нравственных ценностей. Во время очередного приступа болезни 27.7.1890 художник нанёс себе смертельное огнестрельное ранение.

Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца 19 века, социальную драму нового искусства. Глубоко личностное мировосприятие и трагический пафос, выраженные в его произведениях, определили особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма и оказали значительное воздействие на авангардизм 20 века (в частности, на мастеров французского фовизма и немецкого экспрессионизма).

Соч.: Письма. Л.; М., 1966.

Лит.: Uitert Е. van. V. van Gogh. Leben und Werk. Кöln, 1977; Мурина Е. Б. Ван Гог. М., 1978; Hulsker J. The complete Van Gogh: painting, drawings, sketches. Oxf., 1980; Дмитриева Н. А. В. Ван Гог. Человек и художник. М., 1980; Hammacher А. М., Hammacher R. Van Gogh: а documentary biography. L., 1982; Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1987; McQuillan М. Van Gogh. L., 1989; Грутрой Г. Ван Гог. Творческий путь художника. Минск; М., 1996; Федотова Е. Д. Ван Гог. М., 2003.

В. А. Кулаков, В. Д. Синюков.