Ванкеля двигатель
ВАНКЕЛЯ ДВИГАТЕЛЬ, роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания.
Предложен в 1957 году немецким инженером Ф. Ванкелем. Особенность Ванкеля двигателя: внутри его цилиндра, форма которого выполнена по эпитрохоиде, вращается трёхгранный ротор (поршень). Он установлен на эксцентриковом валу и жёстко соединён с зубчатым колесом, которое обкатывается вокруг неподвижной шестерни корпуса. Грани ротора, скользя по поверхности цилиндра, образуют отдельные переменные объёмы камер (рис.), обеспечивая
4-тактный цикл в каждой из них: впуск (I), сжатие (II), расширение (III), выпуск (IV). Камеры герметизируются уплотнительными пластинами: радиальными, прижимаемыми к цилиндру центробежными силами и давлением газа, и торцевыми - ленточными пружинами. Смесеобразование, зажигание (свеча), смазывание, охлаждение, пуск - как у поршневого двигателя внутреннего сгорания (ПДВС).
Достоинства: при заданной мощности имеют в 2-3 раза меньшие габариты и массу по сравнению с ПДВС, малое количество подвижных элементов, не нужен специальный механизм газораспределения. К недостаткам относятся сложность герметизации камер и, как следствие, сокращение срока службы. Ванкеля двигатели применяются на специальных автомобилях, лодках и др.
М. Г. Шатров.