Варбург Аби

ВАРБУРГ (Warburg) Аби (13.6.1866, Гамбург - 26.10.1929, там же), немецкий историк искусства. Родился в семье еврейских банкиров. Учился в университете Бонна, позже в Мюнхене, Флоренции и Страсбурге, в 1891 году защитил диссертацию, посвящённую переосмыслению античных образов в творчестве С. Боттичелли (опубликован в 1893 году). При сравнительно небольшом количестве научных работ существенно повлиял на развитие искусствознания, противопоставив формальной школе А. Ригля и Г. Вёльфлина рассмотрение изобразительного искусства в широком историко-культурном контексте, включающем такие сферы, как философия, наука, мифология, астрология, магия. Сосредоточившись на анализе трансформации античных идей в итальянском искусстве 15 века, исследовал влияние общественных взглядов этой эпохи на сюжетику искусства. Синтетический подход Варбурга стал основой для формирования иконологии (сам термин он впервые использовал в 1912 году в статье о фресках Палаццо Скифаноя в Ферраре). В 1924 году в Гамбурге на базе своей библиотеки организовал исследовательский центр (с 1926 года институт, с 1933 - в Лондоне, в 1944 году включён в состав Лондонского университета). Среди его сотрудников - Э. Кассирер, Э. Панофский, Э. Гомбрих. С 1927 года изучал роль памяти в истории цивилизации, готовил атлас «Мнемозина» с более чем 1000 образами, классифицированными по смысловым группам (не завершён).

Соч.: Gesammelte Schriften. Lpz.; В., 1932. TI 1-2.

Лит.: Gombrich Е. Н. А. Warburg: An intellectual biography. L., 1970; Mnemosyne: Beiträge... zum 50. Todestag von А. М. Warburg. Gött., 1979; Ferretti S. Il demone della memoria. [Genova], 1984.

О. Б. Дубова.