Варны

ВАРНЫ (санскритский, буквально - качество, категория, цвет), четыре сословно-кастовые группы традиционного индийского общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Принадлежность к той или иной варне определялась происхождением и наследовалась по отцовской линии. Браки заключались в пределах одной варны; если этот порядок нарушался, то муж по варне не должен был быть ниже жены. Первые три варны признавались «благородными» (арья). Мальчики из этих варн получали посвящение, считавшееся «вторым рождением» (отсюда понятие «дважды рождённые»), и право на чтение священных текстов Вед и на участие в ведийских ритуалах. В Древней Индии каждой варне приписывались определённые социальные функции: брахманы должны были руководить религиозно-духовной жизнью общества, кшатрии - воевать и защищать страну, вайшьи - разводить скот, заниматься земледелием, торговлей и ростовщичеством. Обязанностью шудр являлось смиренное служение высшим варнам и занятие ремёслами. В древних ведийских и индуистских религиозных текстах всячески подчёркивается привилегированное положение брахманов. В буддийских письменных памятниках на первое место нередко выдвигаются кшатрии. В иранской Авесте имеются указания на схожую с делением на варны социальную структуру древнеиранского общества: жрецы, колесничные воины и народ (за пределами оставались ремесленники и слуги). По всей видимости, индийская система четырёх варн уходит своими корнями в период общеарийского (индо-иранского) единства. В Индии она впервые получила отражение в гимне Ригведы, в котором говорится о возникновении варны из разных частей тела космического гиганта Пуруши (брахманов - из уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бёдер, шудр - из ступней). С течением времени в Индии сложилось множество местных каст. Деление на варны стало способом их классификации: касты жрецов и учителей считались брахманскими, политически господствующие касты причислялись к кшатриям и т. д. Оценка места касты в иерархии варн учитывала исторические изменения, что придавало кастовому обществу определённую социальную мобильность.

Реклама

Лит.: Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987; Законы Ману. М., 1992; Вигасин А. А. Древняя Индия // История Востока. М., 1997. Т. 1: Восток в древности.

А. А. Вигасин.