Варрау
ВАРРАУ (варао, уарао, гуарао, гуарауно; буквально - люди лодок), индейский народ на северо-востоке Венесуэлы (штаты Дельта-Амакуро, Сукре, Монагас). Численность 27 тысяч человек (2005, оценка). Живут в основном в дельте реки Ориноко. Проживают также в Гайане (5 тысяч человек) и приграничных районах Суринама (0,4 тысяч человек). Язык изолированный, диалекты - собственно варрау (гуасай), мариуса, арагуао, хоанарау, кокуина. Письменность на основе латинской графики (с 1980-х годов). Около 50% говорят также по-испански, в Гайане и Суринаме распространён гайанский креольский язык. Варрау - католики (с 1925).
Варрау - потомки доземледельческого населения северо-востока Южной Америки, в 1-м тысячелетии до нашей эры вытесненного араваками и карибами и сохранившегося на малопригодных для земледелия заболоченных побережьях и в речных дельтах. Тип культуры варрау (специализированные собиратели дельты, рыболовы и охотники), по косвенным данным, сформировался около 4-го тысячелетия до нашей эры (судя по заселению Антильских островов, в это время появляются большие лодки). Контакты с испанцами с 16 века. В 18 веке насчитывали 25-30 тысяч человек До середины 20 века основным источником жизнеобеспечения была пальма Mauritia flexuosa (мориче, ита): съедобный крахмал (юрума) из сердцевины ствола, личинки жуков в гниющих стволах, плоды, сок для алкогольного напитка, волокно для плетения, древесина для построек, лодок, луков и стрел. Занимались также охотой (в том числе с собаками), рыболовством, охотой на ламантинов, на западе, в менее заболоченной части дельты, - ручным земледелием (маниок). С 1920-х годов переходят к выращиванию завезённого из Полинезии таро. Распространена работа на плантациях и лесозаготовках (с конца 19 века). Развиты плетение (корзины, гамаки), строительство долблёных лодок с нашитыми дощатыми бортами (длина до 15 м, вместимость до 100 человек). Традиционная одежда - набедренная повязка из лубяной материи; жилище - открытые помосты на невысоких сваях под двускатной крышей, во время наводнений строили временные убежища на деревьях. Брак до рождения первого ребёнка матрилокальный, затем - неолокальный, распространена полигиния. Локальные группы (по 25- 60 человек), в основном экзогамные, возглавлявшиеся старейшинами, жили в отдельных поселениях, объединялись в племена (всего до 20), собирались в племенных центрах для ежегодных ритуалов. В каждом центре имелись деревянный помост для ритуальных танцев и двухэтажное святилище (куаиханоко): на 1-м этаже хранились запасы юрумы, на 2-м - камень, воплощавший духа-покровителя племени, и шаманские атрибуты (доступ сюда имели в основном шаманы). Во время ритуалов мужчины играли на духовых инструментах (флейты из кости и тростника, в том числе с резонатором из калебаса, свистки, раковины-трубы). С конца 20 века главный музыкальный инструмент - заимствованная у креолов скрипка. Между мужчинами разных групп проводились ритуальные поединки. Существовала иерархия шаманов (жрецы - организаторы церемоний, высшая и низшая категории знахарей); к ним были близки по статусу мастера - изготовители лодок. Важную роль в шаманских обрядах играло курение табака. Покойников хоронили завёрнутыми в гамак в лодке на столбах, иногда зарывали под домом, а дом сжигали, уходя на новое место; кости старейшин оставляли в гамаках вместе с украшениями из перьев и золота. Для космологии характерны представления о земле, окружённой водой, с 4 горами по сторонам света, на которых живут предки (канобо, буквально - наши старики); о змее, кольцом окружающем землю; о хтонической богине в облике рогатой змеи в основании земли; мифы о происхождении первых людей с неба, обретении солнца и ночи, создании первой женщины из дерева и др.
Реклама
С 1970-х годов усилилась аккультурация, миграция в города (преимущественно в Каракас). В 1997 году создали Союз туземного народа варао для защиты своей территории от деятельности нефтяных компаний.
Лит.: Demographic and biological studies of the Warao Indians / Ed. J. Wilbert, М. Layrisse. Los Ang., 1980; Heinen Н. D. Oko Warao: marshland people of the Orinoco Delta. М ünster, 1988; Wilbert J. Mystic endowment: religious ethnography of the Warao Indians. Camb. (Mass.), 1993; Olsen D. А. Music of the Warao of Venezuela. Gainesville, 1996.
Ю. Е. Берёзкин.