Варвара

Варвара ВАРВАРА (греческий - Βαρβ?ρα), христианская святая, великомученица; пострадала во время гонений на христиан (около 306) при императоре Максимине Дазе (305-313) в городе Гелиополь (город с таким названием известен в Малой Азии, Египте, Финикии). Согласно преданию, Варвара  происходила из знатной языческой семьи. Её мать рано умерла; отец Варвары, по имени Диоскор, был убеждённым язычником. При сооружении терм (по другим данным - башни) строители заложили в южной стене два окна, но Варвара  попросила их сделать третье - в честь Святой Троицы. Отец страшно разгневался, бросился на дочь с мечом. Варваре  удалось бежать из дома, но отец нашёл её (по преданию, место, где она скрывалась, указал пастух) и сдал властям. Несмотря на все уговоры и угрозы, девушка обличала заблуждения язычников и исповедовала Иисуса Христа. Ночь она провела в тюрьме, а на следующий день её и ещё одну христианку, по имени Юлиания, после жестоких мучений обезглавили, при этом палачом Варвары  пожелал быть её отец.

Реклама

Гелиополь как место кончины святой Варвары указывается многочисленными греческими и латинскими текстами (например, у Симеона Метафраста). Согласно преданию, её останки были захоронены в селении Геласий, недалеко от Евхаит Пафлагонских (в Малой Азии). В 6 веке (по другим данным, в 4 веке) мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно русской традиции, в начале 12 века (видимо, между 1103 и 1108) они были привезены в Киев дочерью императора Алексея I Комнина (смотри Комнины) Варварой, вышедшей замуж за великого князя киевского Святополка Изяславича. По другой версии, мощи святой Варвары были перевезены в Киев уже после монголо-татарского нашествия, в период ослабления Византии.

Дни памяти в Восточной церкви 4(17) декабря; в Западной церкви - 15 и 17 декабря.

Иконография. Самое раннее изображение святой Варвары - фреска пресбитерия церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (705-707): святая изображена в длинном платье, в мафории, покрывающем её голову поверх белого плата, с крестом в правой руке. В византийской изобразительной традиции она предстаёт знатной девой в украшенных драгоценными камнями и жемчугом мантии и хитоне, с платом на голове, поверх которого - диадема; в её руке - мученический крест (фреска Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, 10 век; мозаика нартекса кафоликона монастыря Осиос-Лукас, Фокида, 1030-е годы). Встречаются изображения святой Варвары с диадемой, но без плата (роспись Боянской церкви, предместье Софии, Болгария, 1259) или в мафории (церковь Святых Врачей, Кастория, конец 12 века). В западноевропейском Средневековье святую Варвару обычно изображали с распущенными волосами, в короне; в эпоху Возрождения - с причёской (согласно моде того времени), в длинном платье и мантии. Иконографические атрибуты святой - башня с 3 окнами (согласно агиографическому сюжету, символ Святой Троицы), а также кубок с гостией, книга, страусиное перо, горящие факелы («Святая Варвара», гравюра, около 1470-80, Гравюрный кабинет, Берлин; створка «Алтаря святого Себастьяна» Х. Хольбейна Старшего, 1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В иллюстрациях к житийным циклам святой Варвары центральное место занимают изображения её страданий (полиптих, 1-я половина 15 века, Национальный музей, Хельсинки). В древнерусском искусстве была воспринята византийская иконография [росписи церкви Спаса на Ильине, 1378; иконы псковской школы («Святые Параскева, Варвара и Ульяна», конец 14 - начало 15 века, ГТГ); круга Дионисия (конец 15 века, Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)] и др.

Лит.: Crimi С. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paternô, 1999; Grano А. Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000; Варвара // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 558- 563.

Н. В. Квливидзе (иконография).