Василий Великий
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (греческий Βασ?λειος о Μ?γας) [около 329-330, Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери, Турция) или Неокесария Понтийская (ныне Никсар, Турция) - 1.1.379, Кесария Каппадокийская], святитель, епископ Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, один из крупнейших богословов ранней Церкви, один из четырёх Каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы.
Родился в знатной, богатой семье, владевшей обширными земельными угодьями в Понте Полемониакском, Каппадокии, Малой Армении. Среди предков Василия Великого были военачальники, крупные чиновники, некоторые из них пострадали в период гонений на христиан. Мать Василия Великого - Эмилия росла сиротой, её отец претерпел мученическую смерть во время гонений на христиан при императоре Лицинии; после смерти мужа стала монахиней, впоследствии причислена к лику святых. Отец Василия Великого - Василий Старший был известным ритором. В семье было 10 (по другим сведениям - 9) детей, из которых причислены к лику святых: сам Василий Великий, его старшая сестра Макрина, младшие братья Григорий Нисский, Пётр, епископ Севастийский. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), младшей сестрой Василия Великого была диакониса Феосевия (святая Феозва).
Реклама
По обычаю, с 7 лет Василий Великий посещал начальную школу; около 346 года отправился для продолжения обучения в Кесарию Каппадокийскую, затем - в Константинополь и Афины, где слушал знаменитых ораторов и философов, в том числе известного ритора Ливания. С их помощью освоил философию, ораторское искусство, астрономию, математику, естественные науки и литературу, изучил медицину, приобрёл знания в области права. В годы обучения будущий святитель познакомился и сблизился с Григорием Назианзином (святой Григорий Богослов), дружбу с которым сохранял на протяжении всей жизни. После возвращения в Кесарию некоторое время преподавал риторику и выступал в качестве адвоката в суде.
В возрасте около 30 лет Василиф Великий принял крещение и был поставлен чтецом. Ради встречи со знаменитым подвижником Евстафием Севастийским совершил путешествие в Сирию, посетил некоторые монашеские центры на севере Египта. Вернувшись на родину, удалился в уединённое место на берегу реки Ирис [в трёх днях пути от родового имения Анниса (Аннеса)]. К отшельнику вскоре присоединился Григорий Богослов, вместе с которым Василий Великий изучал Священное Писание, сочинения Оригена. Тогда же были написаны «Монашеские правила», работу над которыми святитель продолжал всю жизнь. В 360 году Василий Великий помогал епископу Кесарии Дианию на соборе в Константинополе.
В 364 году (по другим данным - 362) Василий Великий был рукоположен в пресвитеры и стал помощником епископа Евсевия Кесарийского. Напряжённость в отношениях между ними заставила Василия Великого на некоторое время вернуться к монашескому уединению. После вступления на престол императора Валента, сторонника ариан, согласился примириться с епископом и вернуться в Кесарию, чтобы отстаивать позиции Кесарийской церкви. Став фактически вторым лицом в епархии, Василий Великий продемонстрировал пасторские и организаторские способности. Во время голода 369 года произнёс ряд проповедей, касающихся преобразований общества в соответствии с евангельскими заповедями, призывал богатых оказывать помощь голодающим, приобретал продовольствие на деньги, вырученные от продажи собственного имущества.
После кончины Евсевия (370) Василий Великий был избран епископом; осуществлял политику, направленную на объединение против ариан сторонников решений Никейского собора (325). После раздела в 372 году провинции Каппадокия на две епархии стал митрополитом западной части прежней провинции. Василий Великий продолжал оказывать сопротивление императору, поставив на церковные посты ряда пограничных городов в Малой Армении своих сторонников. По преданию, император Валент не отправил в ссылку Василия Великого, как других непокорных епископов, лишь потому, что Василий Великий помог сыну императора во время его болезни.
До конца жизни Василий Великий активно занимался общецерковными делами, стараясь сплотить подчинённых ему священнослужителей, преодолеть конфликты, обусловленные разногласиями между православными и арианами, между епископами Запада и Востока, участвовал в подготовке собора в Антиохии, ставшего подготовительным этапом для 2-го Вселенского собора (смотри Вселенские соборы). Обнародовал ряд трудов, призванных утвердить Никейский символ веры. Способствовал появлению новых монастырей. Вскоре после кончины Василий Великий был причислен к лику святых. В западном христианстве днями его поминовения считаются 2 января, 14 июня; в восточном христианстве - 1 января, 30 января - в Соборе 3 вселенских учителей и святителей.
Значение Василия Великого в истории христианской Церкви огромно: его усилиями была окончательно определена терминология описания взаимоотношения лиц Святой Троицы, принятая затем Церковью. Василий Великий использует для этого следующую формулу: Бог один по существу (природе) и троичен в лицах - один и тот же Бог открывается как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждое лицо Святой Троицы обладает Божественными предикатами несотворённости, непостижимости, поэтому они едины по природе; одновременно каждое из них обладает отличительными характеристиками; к примеру, Отец рождает, Сын рождается, Дух освящает.
Василий Великий - автор многих принципиально важных для догматики Церкви сочинений. Трактат «Против Евномия» («Ανατρεπτικ?ς το? απολογητικο? το? δυσσεβο?ς Ε?νομ?ου»; «Adversus Eunomium») был написан около 364 года в Евсиное как подготовительный материал к собору в Лампсаке (364); возможно, доработан позднее. Авторство двух первых книг трактата у исследователей не вызывает сомнений. 3-я книга, вероятно, была написана позднее. 4-я и 5-я книги, судя по лексическим особенностям, принадлежат перу другого автора, в настоящее время им считается Дидим Слепец. Поводом к созданию сочинения послужила «Апология» (около 360) - труд Евномия, ученика Аэция. Василий Великий опроверг утверждение оппонента о том, что нерождённость является сущностью Бога. В трактате показано, что познание не только Божественной сущности, но и сущности сотворённого мира носит ограниченный характер, человеку доступно только знание о существовании Бога, но не определение его природы и существа. Первое печатное издание трактата было предпринято в Венеции в 1535 году.
Трактат «О Святом Духе» («Περ? το? αγ?ου πνε?ματος»; «De Spiritu Sancto») известен также под названием «О троическом богословии» («Περ? θεολογ?ας τ?ς αγ?ας τρι?δος»), написан в ответ на просьбу ученика разъяснить употребление Василия Великого в молитве формул «с Сыном и Святым Духом» и «через Сына во Святом Духе». Сочинение, написанное в течение года (конец 374 - конец 375), содержит внутреннюю полемику с Евстафием Севастийским и его последователями. Василию Великому также принадлежат труды в области экзегезы, беседы, значительное эпистолярное наследие.
Древние историки относят к авторству Василия Великого и Григория Богослова сборник «Филокалия» («?ριγ?νους φιλοκαλ?α»; «Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis») - собрание выдержек из трудов Оригена «О началах», «Против Цельса», из его новозаветных толкований и др. В 27 главах сочинения, образующих три завершённые части, рассматриваются методы интерпретации Священного Писания, понятия об основанном на вере христианском знании, проблема свободы воли. Предполагаемое время составления антологии - около 360 или между 364 и 378 годами.
«Беседы на Шестоднев» («‘Ομιλ?αι θ’ εις την ?ξα?μερον»; «Homiliae in hexaemeron») были произнесены в 378 году (по другой версии - после 376) в последнюю неделю Великого поста для простых, малообразованных слушателей. Василий Великий в первый день повествовал о сотворении неба и земли (1-я гомилия), света (2-я), о тверди (3-я); во второй - о собрании вод (4-я); в третий - о сотворении растений (5-я); в четвёртый - о небесных светилах (6-я); в пятый - о сотворении пресмыкающихся (7-я); в шестой - о птицах (8-я), наземных животных и вкратце о сотворении человека (9-я). Гомилии использовал Августин при подготовке труда «О книге Бытия»; позднее они стали широко известны в западном и восточном христианстве.
Проблемам нравственности и дисциплины монашеской жизни посвящены «Нравственные правила» («‘Οροι ηθικο?»; «Regulae morales»; «Regulae morales»), сборники монашеских правил с прологами: «Правила, пространно изложенные» и «Правила, кратко изложенные»; прологи «О суде Божием» и «О вере», две книги «О Крещении» и несколько посланий. Правила, изложенные в форме вопросов и ответов, были составлены в результате бесед Василия Великого с учениками и с последователями Евстафия Севастийского. В 1-й редакции правил, по-видимому, составленной до 370 года, была запечатлена ранняя стадия существования монашеских общин: в ней не говорилось о выборе настоятеля, дисциплине и иерархии. После принятия Василием Великим сана епископа, вероятно, была подготовлена 2-я редакция, в которой с новой точки зрения и более подробно освещены ранее обозначенные вопросы: дисциплинарный элемент ощущается сильнее, иначе обрисована роль руководителя монашеского братства. Известно несколько редакций аскетических сочинений Василия Великого. В древности, в средние века и позднее осуществлялись их переводы на латинский, армянский и славянский языки.
Василий Великий писал и редактировал богослужебные тексты, которые имели и имеют важное значение для Церкви. «Литургия святителя Василия Великого» служится и поныне. Древнего происхождения молитвы литургии, в первую очередь анафора (вероятно, обработанная Василием Великим традиционная анафора Каппадокии или Египта; принята в Константинополе в качестве основной; известна в православной, коптской, сирийской и эфиопской традициях; в переработанном виде используется в католической традиции). С именем Василия Великого связывают также чин великого водоосвящения и другие молитвы.
Сохранилось 368 писем, автором которых считается Василий Великий (40 из них признаны неподлинными). В них затрагиваются догматические, канонические, аскетические, пастырские вопросы, а также вопросы, посвящённые проблемам церковной политики; содержатся сведения биографического характера.
Соч.: Творения. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900-1902. Ч. 1-7.
Лит.: Агапит, архимандрит. Жизнь святого Василия Великого. СПб., 1873; Орлов М. И. Литургия святого Василия Великого. СПб., 1909.