Вассиан

ВАССИАН (в миру князь Василий Иванович Патрикеев, по прозвищу Косой) (2-я половина 15 века - после 4.3.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь), боярин, военачальник, дипломат; впоследствии монах, канонист, писатель-полемист, идеолог «нестяжательства». Принадлежал к верхушке московской боярской аристократии, приходился троюродным братом великому князю Ивану III Васильевичу. Отец Вассиана, князь И. Ю. Патрикеев, был московским наместником (1472-99). В 1489 и 1492-93 годах Вассиан участвовал в военных действиях с Великим княжеством Литовским, в 1494 году находился в составе боярской делегации, ведшей мирные переговоры с Литвой; в 1496 - возглавлял войска, воевавшие со Швецией.

В 1495 году стал членом Боярской думы. В январе 1499 года Вассиан вместе с отцом и зятем, князем С. И. Ряполовским, попал в опалу и был приговорён к смерти, но помилован; насильно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. О причинах опалы точно неизвестно, но, видимо, Вассиан стал участником развернувшейся борьбы за престол между наследниками Ивана III - сыном Василием и внуком Дмитрием. В монастыре духовным наставником Вассиана был лидер «заволжских старцев» Нил Сорский, от которого опальный князь-инок усвоил идеи «нестяжательства». После вокняжения Василия III Ивановича Вассиан был возвращён в Москву, поселился в Симоновом Новом монастыре и до 2-й половины 1520-х годов был одним из главных советников великого князя и признанным лидером «нестяжателей».

Реклама

В начале 1510-х годов, в противоположность Иосифу Волоцкому и его сторонникам, Вассиан в своих сочинениях («Слово на списание Иосифа», «Слово о еретиках») высказался в пользу дифференцированного отношения к еретикам и проявления милосердия к раскаявшимся. Великий князь поддержал Вассиана и запретил Иосифу Волоцкому полемизировать с ним.

Вассиан приступил к редактированию Кормчей. Это было вызвано необходимостью определения официальной позиции государства и Церкви по отношению к монастырскому землевладению на основании канонических установлений. В 1518 году к работе над Кормчей Вассиан привлёк Максима Грека. «Нестяжательская» программа Вассиана была изложена им в «Собрании некоего старца», «Слове ответном» и «Прении с Иосифом Волоцким». Изменение отношения Василия III к Вассиану стало следствием осуждения князем-иноком развода и нового брака великого князя. Огромное влияние Вассиана отсрочило его наказание и стало возможным только после рождения у великого князя наследника. На Соборном судебном процессе 1531 года Вассиану были предъявлены обвинения в ереси, «хуле» на русских чудотворцев, в порче («развращении») Кормчей и неуважении правил церковных соборов и святых отцов. Вассиан был сослан под надзор своих противников в Иосифов Волоцкий монастырь, где и умер.

Лит.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.

А. А. Турилов.