Вайда Анджей

ВАЙДА (Wajda) Анджей (родился 6.3.1926, город Сувалки), польский режиссёр. В 1946-1949 годах учился в Академии изящных искусств (Краков). В 1949 году перешёл в Высшую киношколу (Лодзь), по окончании которой (в 1954 году) работал ассистентом режиссёра. В период обучения снял несколько короткометражных фильмов. Первый полнометражный фильм - «Поколение» (1955; Государственная премия ПНР, 1955) о молодёжном антифашистском подполье в период оккупации - решён в стилистике, приближенной к итальянскому неореализму, снят в свободной, естественной манере. Вайда - одна из ключевых фигур «польской школы кино» - художественного движения середины 1950- 1960-х годов, эстетически обращённого к исконному для национальной культуры романтическому мировосприятию и преломившего военный опыт народа. В фильмах «Канал» (1957, премия Международного  кинофестиваля в Канне, Москве, Лондоне) и «Пепел и алмаз» (1958, премия Международного  кинофестиваля в Венеции, Западном Берлине, Ванкувере, Праге), вошедшем в золотой фонд мирового киноискусства как образец современной трагедии, Вайда раскрывает драматические судьбы поколения, сплетая темы героики и мучительного политического выбора, вставшего перед поляками к концу 2-й мировой войны. К военной теме режиссёр обращался в разные периоды творчества: «Лётна» (1959), «Пейзаж после битвы» (1970, премия Международного  кинофестиваля в Милане, Коломбо), «Любовь в Германии» (1983), «Перстень с орлом в короне» (1992). Фильмы «Самсон» (1961), «Корчак» (1990, премия Международного  кинофестиваля в Канне) и «Страстная неделя» (1995, премия Международного  кинофестиваля в Берлине) посвящены трагической судьбе польского еврейства. Работа над экранизациями выявила в даровании Вайды склонность к универсальным экзистенциальным размышлениям, проницательный психологизм в сочетании с искусством виртуозной стилизации: «Уездная леди Макбет» по Н. С. Лескову (1962), «Пепел» по С. Жеромскому (1965), «Березняк» (1971, премия Международного  кинофестиваля в Москве) и «Барышни из Вилько» (1979) по Я. Ивашкевичу, «Свадьба» по С. Выспяньскому (1973, премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне), «Земля обетованная» по В. С. Реймонту (1975, премия Международного  кинофестиваля в Москве; премия Министра культуры и искусства ПНР, 1975), «Дантон» по С. Пшибышевской (1983), «Бесы» по Ф. М. Достоевскому (1987), «Настасья» по роману «Идиот» Достоевского (1994), «Пан Тадеуш» по А. Мицкевичу (1999), «Месть» по А. Фредро (2002), а также телевизионный фильм «Пилат и другие» по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (1971).

Реклама

Вайда (Wajda) АнджейСудьбам творческих личностей в условиях авторитарной системы посвящены фильмы «Всё на продажу» (1969), «Без наркоза» (1978, премия Международного  кинофестиваля в Канне, главная премия Международного  кинофестиваля в Белграде), «Дирижёр» (1980, премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Исключительное место в культуре послевоенной Польши занимает дилогия «Человек из мрамора» - фильм, стоявший у истоков направления «кино морального беспокойства» (1976, премия Международного  кинофестиваля в Канне), и «Человек из железа» (1981, премия Международного  кинофестиваля в Канне). В этих работах, отразивших процесс демократической солидаризации общества, особенности политического кинематографа находятся в единстве с богатой психологической разработкой характеров. С 1959 года Вайда также работает в театре (в Польше; за рубежом - Болгария, ГДР, ФРГ, США, Италия, Швейцария, Япония). Большинство его постановок в театре, а также на ТВ отмечено чертами высокого романтизма: «Гамлет» (1960, 1981, 1989), «Макбет» (1969, 2004), «Ромео и Джульетта» (1990) У. Шекспира; «Свадьба» (1963, 1991), «Ноябрьская ночь» (1974, 1978), «Проклятие» (1997) С. Выспяньского; «Дело Дантона» (1975, 1978, 1982) С. Пшибышевской; «Антигона» Софокла (1984); «Фрекен Жюли» (1988), «Та, что сильнее» (1991), «Соната призраков» (1994) А. Стриндберга. В различных театрах мира поставил собственные инсценировки романов Ф. М. Достоевского (в том числе «Бесы» - 1971, 1974; «Настасья Филипповна» по «Идиоту» - 1977, 1989; «Преступление и наказание» - 1984, 1986). Ставил спектакли в Московском театре «Современник» («Как брат брату» Д. Рейба, 1972; «Бесы», 2004). Снимает также документальные фильмы. В разные годы преподавал в Высшей школе кинематографии и театрального искусства. В 1972-83 годах руководил студией «Х», объединившей режиссёров поколения 1970-х годов, в 1978-83 годах возглавлял Союз польских кинематографистов. В 1989-91 годах сенатор, в 1992-94 - председатель Совета по культуре при Президенте Республики Польша. Премия Международного кинофестиваля в Венеции (1998) и премия Международного  кинофестиваля в Берлине (2006) за вклад в киноискусство. Премия «Оскар» «За выдающийся вклад в киноискусство» (2000) и многие др. Награждён орденом Почётного легиона (2001).

Соч.: Un cinéma nommé désir. Р., 1986; Wajda Filmy. Warsz., 1996. Т. 1-2; Wajda mowi о sobie. 2 wyd. Krakow, 2000; Podwojne spojrzenie. Warsz., 2000; О polityce, о sztuce, о sobie. Warsz., 2000; Достоевский: театр совести. Б. м., (2002]; Кино и все остальное. М., 2005.

Лит.: Trinon Н. А. Wajda. Р., 1964; Черненко М. А. Вайда. М., 1965; Mruklik В. А. Wajda. Warsz., 1969; Michalek В. The cinema of А.Wajda. L.; N. Y., 1973; Douin J. L. Wajda. Р., 1981; Karpmski М. Teatr А. Wajdy. Warsz., 1991 ; Nurczynska-Fidelska Е. Polska klasyka literacka wedlug А. Wajdy. Katowice, 1998; Walaszek J. Teatr Wajdy. Krakow, 2003; Teatralny swiat А. Wajdy. Krakow, 2003; Filmowy swiat А. Wajdy. Krakôw, 2003.

И. И. Рубанова.