Вайль Курт
ВАЙЛЬ, Вейль (Weill) Курт (2.3.1900, Дессау - 3.4.1950, Нью-Йорк), немецкий композитор. Первым учителем Вайля был отец, кантор синагоги в Дессау. В 1918-19 годах учился в Высшей школе музыки в Берлине, в 1921-24 годах брал уроки композиции у Ф. Бузони. В 1919-20-е годы - концертмейстер оперного театра в Дессау. Со 2-й половины 1920-х годов сотрудничал с Б. Брехтом. В 1933 году бежал от нацистов в Париж, в 1935 году эмигрировал в США (гражданство с 1943 года).
С начала 1940-х годов стал популярным автором бродвейских мюзиклов, а также широко разрекламированной «американской» оперы «Уличное происшествие» (1946), по качеству музыки, однако, уступающей его сочинениям европейского периода.
Основная область творческих интересов - музыкальный театр. В сочинениях Вайля ясно прослеживается намерение соединить «высокую» драму (нередко социально-политического содержания) с опереттой («зонгшпилем», мюзиклом). Типичные авторские жанровые обозначения - «пьеса с музыкой», «музыкальная пьеса», «комедия с музыкой» и тому подобное. Наиболее известное произведение Вайля - «Трёхгрошовая опера» (1928, либретто Б. Брехта и Э. Хауптман по мотивам «Оперы нищего» Дж. Гея). В сочинениях Вайля значительное место занимают нарочито банальные формы лёгкой музыки, элементы фольклора, джаза, разговорные диалоги. Оказал влияние на творчество Дж. Гершвина, Б. Бриттена, А. Г. Шнитке, Дж. К. Адамса и других композиторов 20 века. Знаменитые мелодии Вайля («Mack the Knife», «Surabaya Jonnie», «September Song» и многие др.) вошли в репертуар джазовых ансамблей и поп-групп.
Лит.: Geuen Н. Von der Zeitoper zur Broadway Opera: К. Weill und die Idee des musikalischen Theaters. Schliengen, 1997; Schebera J. К. Weill: eine Biographie in Texten, Bildern und Dokumenten. 2. Aufl. Mainz u.а., 2002; Wagner G. Weill und Brecht: das musikalische Zeittheater. В., 2003.