Вайс Петер
ВАЙС, Вейс (Weiss) Петер (8.11.1916, Новавес, близ Потсдама - 10.5.1982, Стокгольм), немецкий писатель. Сын еврейского фабриканта. Жил в Праге, в Швейцарии, а с начала 2-й мировой войны - в Швеции. Первая пьеса «Башня» («Turm», 1962) - о трагедии одиночества - решена в символистской манере. Для дальнейшего творчества Вайса, ставшего одним из создателей современной документальной политической драмы, характерно сочетание основанного на документальном материале сюжета с приёмами абсурда театра, экспрессионизма и сюрреализма. Испытал влияние произведений Ф. Кафки и Г. Гессе. Мировую известность Вайсу принесли пьеса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада» («Die Verfolgung und Ermordung Jean Paul Marats, dargestellt durch die Schauspielgruppe des Hospizes zu Charenton unter Anleitung des Herrn de Sade», 1964) - о бессмысленности жертв во имя абстрактных идеалов, и пьеса-оратория «Дознание» («Ermittlung», 1965), написанная на материале судебного процесса (1964-65, Франкфурт-на-Майне) над бывшими охранниками концлагеря в Освенциме. В драме «Троцкий в изгнании» («Trotzki in Exil», 1969) нашли отражение сомнения Вайса в марксистской теории и целесообразности пролетарской революции. Драма «Гёльдерлин» («Нölderlin», 1971) о трагической судьбе немецкого поэта. Автор автобиографической прозы: «Конечный пункт бегства» («Fluchtpunkt», 1962), «Прощание с родителями» («Abschied von der Eltern», 1964) и др.
Соч.: «Дознание» и другие пьесы. М., 1981.
Лит.: Vormweg Н. Р. Weiss. Мünch., 1981.
В. А. Пронин.